Когда выступает с речью Геринг, его речь транслируется, и немцы спрашивают друг друга: «Что сказал рейхсмаршал?» Они еще думают, что рейхсмаршал может их утешить. А Геринг не говорит, он заговаривает зубы. Он утешает немцев тем, что весной теплее, чем зимой. Он призывает их подтянуть еще сильнее брюхо (за свое пузатый не беспокоится). Он наставляет их: «Не спрашивайте меня, когда будет победа, дело не в сроках». Он сулит немцам еще «несколько лет войны». Ему-то что: он на войне хорошо зарабатывает. И немцы, бледнея, шепчут друг другу: «Рейхсмаршал сказал, что мы можем ждать несколько лет...»
Будь я немцем, я не стал бы слушать Геринга. Каждый заранее знает, что такой Геринг скажет. Будь я немцем, я транслировал бы заявление ефрейтора Эрнста Юшката 2-го пехотного полка 11-й германской дивизии. Конечно, у немцев уйма ефрейторов, но этот Эрнст Юшкат всем ефрейторам ефрейтор. Это, пожалуй, самый серьезный из фрицев. Он говорит коротко, но веско. Вот что он заявил, оказавшись в плену:
«Против русских я воюю для того, чтобы они отступали. А так как русские вместо того, чтобы отступать, наступают, я сдался в плен».
Да, будь я немцем, услышав слова Эрнста Юшката, я бы воскликнул: «Зер гут! Наконец-то, нашелся рассудительный фриц!»
Эрнст Юшкат сказал то, что другие фрицы думают. Они хотели безнаказанно стрелять из автоматов в женщин, бомбить незащищенные деревни и давить танками беженцев. Они хотели воевать по-немецки: я тебя бью, а ты мне суешь конфеты. Вместо конфет они получили снаряды. Тогда ефрейтор Юшкат смутился. Он шел на восток за салом. А ему вместо сала поднесли гранаты. Он говорил: «В России много вкусной еды. На Волге икра, а в Каме раки». Раков он не отведал. Но теперь у нас будут говорить не «где раки зимуют», а «где фрицы зимуют».
Когда немцы шли на Москву, Геринг говорил, что победа будет через месяц. Теперь Геринг просит не заговаривать о сроках. В начале войны Геринг клялся, что ни одна бомба не упадет на немецкую землю. Теперь Геринг говорит «Любек. Росток. Мангейм», и шумно сморкается. Осенью Геринг сулил каждому немцу клецки из украинской крупчатки. Теперь Геринг вместо клецок предлагает тугой пояс.
Один немец определенно не слушал речь рейхсмаршала. Это был мудрый ефрейтор Эрнст Юшкат. Он хлебал русские щи и хитро ухмылялся. Этот фриц себе на уме. Он говорит: «Пускай теперь пузатый воюет. Я тоже воевал, но когда мы наступали. А воевать, когда бьют? Нет. Это не мое, не фрицино дело...» || Илья Эренбург.
КАТАСТРОФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ГЕРМАНИИ
НЬЮ-ЙОРК, 22 мая. (ТАСС). По сообщению из Лиссабона, прибывший туда после интернирования в Германии бывший корреспондент агентства Ассошиэйтед Пресс в Берлине Фишер заявил, что сельское хозяйство Германии находится в катастрофическом положении. Сев в нынешнем году начался по меньшей мере на 3 недели позже, чем в прошлом году, что об'ясняется не только неблагоприятной погодой, но и недостатком рабочей силы, а также замедленным поступлением семян и удобрений вследствие транспортных затруднений. Недостаток рабочей силы ощущается весьма остро, хотя к работам в сельском и лесном хозяйстве привлечены 1 млн. иностранных рабочих и 800 тыс. военнопленных. Учащиеся в возрасте свыше 10 лет подлежат отправке на сельскохозяйственные работы.
Корреспондент передает, что германские власти открыли новые бюро для насильственной вербовки рабочей силы в оккупированных странах, особенно в Литве, Латвии и Эстонии.
+ + + + + + + + +
Источник: «Красная звезда» №119, 23 мая 1942 года
# И.Эренбург.
Фриц-нарцис || «Красная звезда» №225, 24 сентября 1942 года
# И.Эренбург.
Изысканный фриц || «Красная звезда» №242, 14 октября 1942 года