На Кубани весна. Снега на полях уже нет, и теплы, солнечны, просторно-ветрены дни, но по ночам еще морозно. Весна царит в течение дня, чтобы в сумерках уступить место зиме - до рассвета. А с рассветом снова весна. По черным дорогам густо ползут грузовики и подводы - в станицах яростно готовятся к севу. Весна запоздала, сроки полевых работ с каждым днем все сужаются, самое обычное потребует в этом году особой энергии. Всюду разговоры о поздней весне, яровизации, витаминных кормах.
В прошлом году урожай был невиданный даже для плодовитой, привыкшей к изобилию, Кубани. Здесь всего вдоволь: своя нефть и своя рыба, свое золото и свой чай, табак, хлопок. Трудодни, каких не знает ни один другой край. Сто-двести кур у колхозника - не единичный случай. Купит он на птицеферме инкубаторных цыплят по полтиннику за штуку и пустит их на вольную волю без всякой заботы и прикорма. Почти все благополучно достигают полезной зрелости.
Мы плохо знаем этот благословенный край только потому, что он лежит как-то в стороне от большой дороги. Но здесь-то себя знают. Прошлогодний урожай внушил надежду, что можно добиваться такого ежегодно - стоит только поднажать на качество сева, на уход. И к севу готовятся с азартным напряжением.
В колхозных кузницах суета - куют подковы и колесные ободья, закаливают клинки. Сейчас на Кубани самый дефицитный материал - сталь. Она нужна и для ремонта сельскохозяйственных машин, нужна и на клинки казакам-добровольцам. Где только нет их? Они покрыли себя бессмертной славой в гвардейском корпусе генерала Доватора. Они беззаветно сражаются в гвардейском корпусе генерала Белова. Они гнали немцев из-под Москвы, из Ростова, гонят из Крыма.
Помимо ушедших на войну по мобилизации, Кубань отряд за отрядом выставляет добровольцев. Три тысячи человек ушли добровольно на один важный участок фронта. Сотни коммунистов ушли восстанавливать нормальную жизнь в освобожденных от врага районах. Из кубанцев сформированы пешие и конные дивизии. Но запись добровольцев все продолжается. Колхозы выставляют бойца с конем, при клинке, в куртке, папахе и башлыке. Станица за станицей, колхоз за колхозом соревнуются между собой в лучшей экипировке бойца, в поставке лучших коней. В фонд строительства танков колхозы Кубани перечислили 20 миллионов рублей. Железнодорожники кавказского узла оборудовали и отправили на фронт поезд из 11 вагонов с баней, прачечной, парикмахерской. Ко дню Красной Армии Кубань отгрузила 20 вагонов с подарками для бойцов. Да какими подарками! Тут была и жареная птица, и икра, и масло, и мед, - все самое лучшее из того, что производит этот край изобилия и колхозной зажиточности.
Но стремительнее, чем подарки, идет на фронт поток самих кубанцев. Встрепенулась их воинственная душа, - душа бойцов с опытом в несколько столетий, - и позвала их на коней. Казак был воином сызмальства, война была его бытом, его судьбой. К ней привыкал он, слушая с детства старые песни, в которых только и говорилось, что о походах да о сражениях казацких. Прошли годы, и казак превратился в рачительного колхозника, но в глубине души не переставал чувствовать себя воином.
Война как бы утроила силу его души. С беззаветной отвагой дерутся люди Кубани и в степях Украины, и в лесах Смоленщины. Кубанец - всем желанный соратник. Недаром немцы, испытав на своих плечах силу кубанских сабель, не берут кубанцев в плен.
Велики традиции кубанской боевой славы. Они породили сотни легендарных героев великой отечественной войны с фашизмом. Они превратили кубанские станицы в военные лагери, где все от мала до велика охвачены священным вдохновением боевого задора. Едва встает заря, как на станичных площадях уже гремят колхозные оркестры. Седоусые ветераны гражданской войны выводят на вольтижировку конные группы добровольцев, и маленькие внуки с восторгом глядят на дедов, азартно рубящих лозу.
Вспомнив запорожскую старинку, кубанцы пошли на войну семьями. Всем известен здесь Михаил Гаврилович Россохач из станицы Ладожской, проводивший в Красную Армию 8 сыновей, 4 дочери и 19 внуков. Старый буденновец Василий Филиппович Цуля из станицы Старо-Нижестеблиевской послал на фронт сына, зятя и дочь. А как стали записываться старики, его одногодки, - не выдержал, подседлал коня и явился самолично. Сейчас он командует отделением, в котором подобрал поголовно участников гражданской войны, бивавших немца. Невысокого роста, крепкий, ловкий, он легко бегает, придерживая рукою шашку, и глядя на него со спины, не сразу скажешь, что это бежит пятидесятилетний дед. Да какой он дед!
- До чего сочувствую скорейшей победе, что не могу дома сидеть, - говорит он. - Как спать лягу, война во сне. И рубаюсь это я, рубаюсь до самого света. Встану, - будто жернова ворочал. Из сил выбился дома жить, на войне ближе к делу.
Сержант Гаркуша, величавый богатырь, напоминающий гоголевского Тараса Бульбу, тот еще горячее.
- На фронте, бачите, я такое сроблю, що первый орден в полку мой. От побачите.
Михаил Федорович Грачев из станицы Родионовской отправил в армию шестерых сыновей. Вспомнил, что сам он пережил и империалистическую, и гражданскую войны. Явился. С винтовкой он обращается не хуже любого молодого, а на коне - из орлов орел.
Поленко Андрей Борисович, получив на пятьдесят седьмом году звание старшего лейтенанта, командует эскадроном. Казак Павел Иосифович Гусак пришел в военкомат с сыном и дочерью. Отец и сын были приняты, дочери в приеме отказали. Но тут подоспели конные состязания. Лида Гусак первой вышла по вольтижировке, первой по рубке лозы, первой по стрельбе. И пришлось лихую казачку зачислить рядовым бойцом в один полк с отцом и братом.
Все для войны и все до единого для войны, - вот лозунг сегодняшней Кубани.
Соберутся старые казаки вечерком у хат и, окруженные молодыми, как начнут вспоминать былые походы, - душа переполняется гордостью за кубанскую удаль. Хаживали казаки к немцам, бывали с Брусиловым и за Карпатами. А если заглянуть поглубже в историю, то и Наполеону доставалось от кубанских храбрецов. В те годы, как и сейчас, безусые хлопцы шли вместе с дедами на защиту земли. Лукьян Пятаченко с Уманского куреня пошел бить французов на 72-м году жизни, Федор Решетник из Вышестеблиевского курения - на 67-м. Три полка кубанцев и гвардейская сотня их навеки вписали себя в летописи отечественной войны 1812 года. Дрались кубанцы под Смоленском и на Бородине, под Малоярославцем и Боровском. «Казаки делают чудеса: истребляют не только пехотные колонны, но нападают быстро и на артиллерию», - писал в Петербург Кутузов.
Вся старая слава вспоминается сейчас с двойной гордостью, ибо к старым былинам о кубанской отваге с каждым днем прибавляется яркая слава новых подвигов. Переберут старики храбрецов прошлых дней, вспомнят Буденного и Кочубея, а потом, глядишь, кто-то прочтет письмо с фронта, и надолго растянется рассказ о своем станичном, о сегодняшнем удальце. И беседа уже не беседа, а собеседование, собрание, сход. Тут же пишется и коллективный ответ дорогому станичнику.
Не славою одиночек хочет обессмертить себя Кубань, а подвигами многих тысяч. Вот развернется весна, и блеснут кубанские клинки от Ленинграда до Крыма. || П.Павленко. ЮЖНЫЙ ФРОНТ.
+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
Митинг представителей молдавского народа
29 марта в Москве состоялся митинг представителей молдавского народа - равноправного братского народа в дружной семье советских республик. К своим кровным братьям и сестрам обращают свои пламенные речи представители молдавского народа - участники митинга.
Митинг открыл председатель Президиума Верховного Совета Молдавской ССР Федор Бровко.
- Дорогие братья и сестры! Молдавский народ никогда не забудет великий день его освобождения из-под ига румынских бояр и помещиков - день 28 июня 1940 года. Тогда при помощи народов СССР осуществились вековечные мечты молдавского народа. Теперь же наша страна истязается, народ ограблен, унижен, закабален. Над самыми заветными чувствами нашего народа надругались фашистские шакалы. Из его рук вырвана свобода, растоптано его счастье. Но наш свободолюбивый молдавский народ никогда не покорится власти поработителей. Недалек час, когда над Советской Молдавией будет снова реять красное знамя, знамя освобождения.
У микрофона - молдавский композитор Степан Няги:
- Самые мрачные страницы истории тускнеют перед злодеяниями гитлеровских варваров. Огнем и мечом немецко-румынские оккупанты уничтожают национальную культуру молдавского народа. Народ остался без школ, без театров, без институтов, без литературы. Они хотят истребить и представителей культуры и науки, интеллигенцию нашего народа. Кровь лучших сынов и дочерей, слезы жен и матерей, пепел и руины, осиротевшие дети зовут нас к борьбе, зовут нас к беспощадной мести.
Выступает рабочий гор. Кишинева Георгий Руссу. Молдавский писатель Ион Чьобану обращает свою речь к землякам бессарабцам. Он говорит о чудовищных злодеяниях фашистских орд на молдавской земле, о тяжких оскорблениях, нанесенных ими молдавскому народу.
Со словами горячего привета к молодежи сел и городов, юным патриотам советской отчизны - партизанам и партизанкам Молдавии обращается секретарь Центрального комитета комсомола Молдавии Вера Лашкул.
От. имени бойцов, командиров и политработников Красной Армии - славных сынов молдавского народа выступает старший сержант артиллерист Е.А.Иордатий.
- Я один из четырех братьев, - рассказывает он, - которые до войны мирно работали в колхозе, а теперь в рядах Красной Армии сражаются против фашистов. Мы били поганых фашистских собак под Ростовом, под Лозовой, Барвенково, бьем их везде и всюду.
На трибуне - молдавский поэт Буков. Гневом к ненавистному врагу дышит его вдохновенная речь.
Слово предоставляется русскому писателю Николаю Тихонову. С любовью и скорбью он вспоминает цветущую, вольную Молдавию, страну изобилия и труда, которую фашистские насильники до краев наполнили убийствами, погромами, грабежами, развалинами, трупами, кровью на улицах и кровью на полях.
- Немецкая чума и румынская зараза, - говорит он, - должны быть изгнаны, чтобы снова сияла и цвела счастливая, прекрасная Молдавская республика.
* * *
С огромным воодушевлением участники митинга принимают приветствие товарищу Сталину и обращение к молдавскому народу.
Митинг представителей молдавского народа транслировался по радио. (ТАСС).
+ + + + + + + + +
Источник: «
Красная звезда» №75, 31 марта 1942 года # Н.Прокофьев.
Немецкий разбой в кубанских станицах || «Красная звезда» №209, 5 сентября 1942 года