В условиях современной войны, в которой участвуют огромные людские массы и множество разнообразной военной техники при высокой маневренности войск, важнейшее значение приобретает бесперебойный, быстрый подвоз к фронту всего необходимого для борьбы - резервов, вооружения, боеприпасов, продовольствия, материалов для инженерных сооружений.
Все народное хозяйство страны работает сейчас на нужды фронта. В далёком тылу на заводах миллионы людей куют оружие для Красной Армии, добывают уголь, нужный для военных заводов, шьют обмундирование для бойцов, производят тысячи различного рода изделий, потребных фронту и гражданскому населению. Промышленность и сельское хозяйство пред’являют требования транспорту на перевозку всевозможных жизненно необходимых грузов.
Железные дороги, и не только прифронтовые, а вся сеть дорог, - это артерии, связывающие между собой фронт и тыл, различные области, края, республики страны. Точное и своевременное выполнение железнодорожным транспортом заданий Правительства по перевозкам имеет особо важное военное и народнохозяйственное значение.
Железнодорожный транспорт нашей страны проделал за время войны огромную работу. Подавляющее большинство железнодорожников честно и добросовестно выполняет свой долг перед Родиной. Машинисты, кочегары, стрелочники, диспетчеры, вагонники, путейцы, - каждый на своём участке - трудятся, не жалея сил, часто отказываясь от отдыха, преодолевают немалые препятствия и обеспечивают быстрое продвижение поездов. На Ярославской железной дороге свыше 400 машинистов за весь прошлый год не имели ни единой аварии. Широкий размах получило на транспорте лунинское движение, позволяющее удлинять срок службы паровозов между ремонтами. На прифронтовых магистралях железнодорожники проявляют много мужества и отваги. Недавно на Северном Кавказе на маленькую станцию, выполнявшую ответственное задание фронта, налетели фашистские самолёты. Кругом рвались бомбы, но железнодорожники, оставаясь на своих постах, быстро ликвидировали повреждения. Когда вспыхнул пожар, дежурный по станции Верчик, стрелочницы Моисеенко и Ахмедова бросились вручную растаскивать вагоны. Весь коллектив станции самоотверженно боролся с огнём и спас ценный груз. Очень скоро станция возобновила пропуск поездов. Успехи в работе наших железных дорог тем и об’ясняются, что они богаты советскими патриотами, преданными своему делу, сознающими возложенную на них ответственность.
На ряду с этим, некоторая часть рабочих и служащих транспорта, составляющая незначительное меньшинство, проявляет недисциплинированность, безответственно относится к делу и вносит тем самым дезорганизацию в работу железнодорожного транспорта. Железные дороги - это сложный механизм, требующий безупречной организации дела и слаженности в работе. На транспорте недисциплинированность одного работника может свести на-нет результаты труда сотен и даже тысяч честных железнодорожников.
На станции Александров Ярославской железной дороги старшая стрелочница Суслова нарушила установленные правила хранения стрелочных ключей. Преступная халатность одного человека вызвала аварию. В депо Чарджоу Ашхабадской железной дороги большинство машинистов добросовестно выполняет свои обязанности, работает без межпроездного ремонта, экономит топливо. Но вот бригады машинистов Шутака и Попова работают безобразно плохо, за локомотивами не смотрят, допускают множество поломок, нарушают график движения. Эти безответственные люди дезорганизуют работу транспорта, наносят вред Родине. Подобное положение нетерпимо ни на одном участке железных дорог. Опубликованный вчера Указ Президиума Верховного Совета СССР «О введении военного положения на всех железных дорогах» подчеркивает, что «нельзя допустить, чтобы недисциплинированное меньшинство рабочих и служащих железнодорожного транспорта срывало бесперебойное снабжение фронта и мешало честным труженикам железнодорожного транспорта выполнять свой долг перед Родиной».
Интересы Родины, интересы фронта требуют наведения на всём железнодорожном транспорте строгого порядка, и обуздания недисциплинированных работников. Президиум Верховного Совета СССР об’явил все железные дороги страны на военном положении. Отныне все рабочие и служащие железнодорожного транспорта считаются мобилизованными на период войны и закрепляются для работы на транспорте. За преступления по службе работники железнодорожного транспорта будут отвечать наравне с военнослужащими Красной Армии. Дела о всех преступлениях, совершенных на железнодорожном транспорте, подлежат рассмотрению Военных трибуналов железных дорог по законам военного времени. Рабочие и служащие железнодорожного транспорта за преступления по службе по решению Военного трибунала будут увольняться с работы и направляться на фронт в штрафные роты, если они не подлежат более суровому наказанию.
Мероприятия, введённые опубликованным вчера Указом, наведут строгий порядок на транспорте, укрепят дисциплину среди железнодорожников, придадут работе всех железных дорог строгую чёткость и организованность.
«…На всех железных дорогах, - говорится в Указе Президиума Верховного Совета СССР, - необходимо ввести воинскую дисциплину, требующую от каждого железнодорожника добросовестного и точного выполнения своего долга перед народом, чтобы расхлябанной и недисциплинированной части железнодорожников неповадно было подрывать транспорт и порочить честь железнодорожников».
Указ Президиума Верховного Совета СССР будет встречен железнодорожниками и советским народом единодушным одобрением. Мы ведём суровую борьбу против немецко-фашистских захватчиков, борьбу, требующую напряжения всех наших сил. Организованная и бесперебойная работа железных дорог является одной из важнейших предпосылок нашей победы. И можно быть уверенным, что железнодорожники ещё больше проникнутся сознанием ответственности задач, стоящих перед ними в дни Отечественной войны, наведут у себя строгий порядок, установят на транспорте железную воинскую дисциплину и тем самым обеспечат точное и своевременное выполнение требований фронта, заданий Правительства. || СОВИНФОРМБЮРО.
+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
От СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО
Утреннее сообщение 16 апреля
В течение ночи на 16 апреля на фронтах существенных изменений не произошло.
* * *
На Кубани наши части атаковали противника и заняли опорный пункт немцев. Гитлеровцы пытались контратаками восстановить положение, но понесли большие потери и не добились успеха. Захвачено у противника 2 танка, 6 орудий и другие трофеи.
* * *
На Западном фронте наши части продолжали совершенствовать занимаемые рубежи. Артиллеристы Н-ской части разбили 3 дзота и взорвали склад противника с боеприпасами. Группа снайперов во главе с сержантом Авдеевым за два дня истребила 14 немецких солдат и офицеров.
* * *
Севернее Чугуева противник атаковал позиции Н-ского подразделения. Наши бойцы встретили гитлеровцев залповым огнём, а затем перешли в контратаку и улучшили свои позиции. На поле боя подсчитано 90 вражеских трупов. Захвачено 5 пулемётов, несколько десятков автоматов и винтовок. На другом участке огнём бронепоезда сбит немецкий самолёт «Хейнкель-111».
* * *
На Ленинградском фронте штурмовики под командованием тт. Павличенко и Манохина и бомбардировщики под командованием т. Кованева совершили налёт на аэродром противника. Бомбами и пушечным огнем наши лётчики уничтожили 13 находившихся на земле немецких самолётов. В результате бомбардировки в районе аэродрома возникло 6 очагов пожара.
* * *
Отряд молдавских партизан в течение нескольких дней вёл активные действия против немецкой карательной экспедиции. Несмотря на численное превосходство противника, партизаны уничтожили более 50 гитлеровцев. Захвачено 2 пулемёта, несколько тысяч патронов, гранаты и другие трофеи.
Отряд украинских партизан пустил под откос немецкий воинский эшелон, следовавший к линии фронта. При крушении разбит паровоз и 18 классных вагонов. Движение на этом участке железной дороги прервано.
* * *
Пленный ефрейтор 1 батареи 68 немецкого артиллерийского дивизиона Гергардт Блеек рассказал: «Поражение 6 немецкой армии под Сталинградом вызвало в Германии всеобщее уныние. Теперь многих грызет сомнение, страшит неизвестность. На фронте офицеры стараются рассеять мрачное настроение солдат, вселяя в них несбыточные надежды. Но речи офицеров теперь звучат неубедительно. За время войны против России немецкая армия стала не сильнее, а гораздо слабее. Она потеряла уже миллионы солдат и лучшие дивизии. Отступая из «Демянского котла», я видел бесчисленное множество кладбищ, где похоронены немецкие солдаты. В Залучье я насчитал на трёх кладбищах 4.000 крестов. Между деревнями Бяково и Омычкино я видел два огромных кладбища по 3 тысячи могил на каждом. Почти в любой деревушке есть немецкие кладбища. Я видел только небольшой район боев. На других участках фронта, где происходили более ожесточённые бои, могил, пожалуй, не меньше, а больше. На этих кладбищах похоронены не только немецкие солдаты, но и авантюристические планы немецкого командования».
* * *
Получено сообщение о кровавой расправе немецко-фашистских мерзавцев над мирными жителями села Красный Двор, Витебской области. Гитлеровские бандиты расстреляли семьи Москалева, Гущенко, Суворова и других колхозников. Зверски убит врач Козырецкий. Фашистские изверги расстреляли также и всю семью врача Козырецкого.
Вечернее сообщение 16 апреля
В течение 16 апреля на фронтах существенных изменений не произошло.
* * *
15 апреля частями нашей авиации на различных участках фронта уничтожено или повреждено не менее 5 немецких танков, 30 автомашин с войсками и грузами, подавлен огонь зенитной батареи противника.
* * *
На Кубани части Н-ского соединения отбивали контратаки противника. На одном участке превосходящим силам противника утром удалось захватить одну высоту. К исходу дня наши бойцы отбросили гитлеровцев и вновь овладели этой высотой, имеющей важное значение. На другом участке немцы предприняли несколько контратак силами двух полков пехоты и 50 танков. Все контратаки противника отбиты с большими для него потерями.
* * *
Южнее Балаклеи на одном участке немцы ввели в бой мотоциклетный и два пехотных батальона, 6 танков и 5 самоходных пушек. Огнём артиллерии, а также контратаками наши подразделения нанесли гитлеровцам значительный урон и вынудили их отступить. В результате боя уничтожено до 300 вражеских солдат и офицеров, подбито 4 немецких танка и 2 самоходных пушки.
* * *
На Западном фронте наши части укрепляли занимаемые рубежи. Отряд разведчиков Н-ской части проник в тыл противника и пустил под откос воинский эшелон, следовавший к линии фронта. При крушении разбиты паровоз и 25 платформ с военной техникой. Бойцы другого отряда в тылу противника взорвали два больших моста на шоссейной дороге.
* * *
В районе Белгорода экипаж танка гвардии лейтенанта Федорова, находившийся в засаде, заметил на дороге 3 танка противника. Лейтенант открыл огонь по ведущему танку и подбил его. Два других немецких танка повернули обратно и пытались скрыться. Преследуя вражеские машины, советские танкисты нагнали их и сожгли оба танка.
* * *
На Северо-Западном фронте артиллерийское подразделение, где командиром старший лейтенант Гусак, разрушило 5 дзотов, 6 блиндажей и уничтожило 8 пулемётных точек противника. Зенитчики подразделения под командованием лейтенанта Куренкина сбили немецкий самолёт «Хейнкель-111».
* * *
Партизанский отряд, действующий в одном из районов Ленинградской области, 5 апреля совершил налёт на гарнизон противника в одном населенном пункте. Партизаны перерезали связь, сняли часовых и внезапно напали на немецких солдат и офицеров. Уничтожено 40 гитлеровцев, 11 автомашин и взорван склад с боеприпасами. Партизаны другого отряда на железнодорожном перегоне пустили под откос эшелон немецко-фашистских оккупантов. Разбиты паровоз и 7 вагонов с боеприпасами и разным военным имуществом.
* * *
Немецко-фашистские мерзавцы убили в селе Ивня Курской области 138 мирных советских граждан. Перед казнью немецкие палачи зверски мучили и пытали свои жертвы. Немцы повесили советских работников Башмакова и Наумова. Зверски замучен фашистами герой гражданской войны орденоносец Кирилл Ельцов. Бандиты прострелили ему руки и ноги, разбили голову, а потом расстреляли. Избитого и истерзанного председателя колхоза «Красный кооператор» Филиппа Ховякова гитлеровцы трижды вешали и, продержав по нескольку секунд, снимали с виселицы. Сыну колхозника Беликова убийцы вывернули руки и разбили голову. Перед отступлением немцы загнали 600 жителей в сарай и продержали их три дня взаперти без пищи и воды. Гитлеровцы намеревались угнать всех этих советских людей на каторгу в Германию, но не успели. Подошедшие части Красной Армии спасли колхозников и колхозниц от фашистского рабства. || СОВИНФОРМБЮРО.
+ + + + + + + + +
Источник: «
Известия» №90, 17 апреля 1943 года # В.Полторацкий.
Большая дорога || «Известия» №99, 28 апреля 1943 года
#
Всё ли я сделал для фронта? || «Правда» №25, 25 января 1943 года