Немцы ворвались в Морозовское в июне прошлого года. Всё им здесь не нравилось: и «угрюмый» вид жителей, и зелень тихого городка, и наличие в нем школ. Городской сквер они тут же вырубили и устроили в нем блиндажи. Почти у каждого дома они закапывали трупы своих солдат, превратив улицы в сплошное кладбище. Школы были закрыты, учителям было заявлено, что больше они не понадобятся.
Особую ярость вызывало у немцев всё, что связано с героическим прошлым города, в районе которого в 1918 г. происходили горячие бои с немецкими оккупантами. Гитлеровцы сожгли дом, где помещался штаб товарища Ворошилова. Но остались живые свидетели памятных дней, и немцы организовали охоту на всех участников гражданской войны. Это были старые люди, большей частью беспартийные, окруженные почетом и заботой.
В застенках гестапо были замучены все участники гражданской войны, оказавшиеся в Морозовском и в окрестных хуторах, среди них паровозный машинист Кирилл Игнатенко, колхозники - братья Иван и Тихон Надеины, председатель сельпо Федор Глушко, колхозник Евгений Адамов, служащие районных учреждений и многие другие. Потом гитлеровцы взялись за советский актив, за городскую интеллигенцию и вообще за всех честных русских людей.
Паровозного машиниста Владимира Анпилогова долго пытали в гестапо и, наконец, расстреляли. Ему поставили в вину то, что он был лучшим стахановцем в депо, что его паровоз занимал первое место в социалистическом соревновании. Долго издевались фашисты над старым морозовским врачом Ястребовым. Когда фашистские палачи от него потребовали, чтобы он сделал антисоветское заявление, старый врач с достоинством заявил: «Я советский человек и своему законному правительству изменить не могу». Его расстреляли в одно августовское утро вместе с 50 другими морозовцами.
Знакомясь с длинным списком казненных в Морозовском, трудно иногда определить, почему фашисты уничтожили того или иного человека. Машинист Гавриил Пастухов расстрелян за то, что был председателем цеховой комиссии по проведению подписки на советские займы, Тимофей Кравченко - за то, что сын его имеет звание капитана Красной Армии, инженер Кужелев - за то, что получил образование при советской власти. Почему были расстреляны 60-летний Василий Волков, подавальщица столовой Домна Матвийчук, Петр Хмелев и десятки других? Просто потому, что они русские люди и первыми подвернулись под руки агентов гестапо.
Скромные советские люди, очутившись в немецком тылу, показали образец верности своему гражданскому делу. Когда сотрудники морозовского отделения Госбанка вернутся обратно, они не застанут в живых своего сослуживца инкассатора Никандра Крицкого. Закончив об'езд колхозов и сельских кооперативов, Крицкий вернулся в Морозовский, когда в городе уже хозяйничали немцы. На руках у него было несколько мешков денег, документы и оружие. Крицкий зарыл денежные мешки в разных местах и решил перебраться через линию фронта, но в тот же день был арестован. При аресте немцам удалось найти у Крицкого пистолет, некоторые документы, однако денег не обнаружили. Крицкого долго пытали, но он не выдал народных денег врагам. Неизвестно, поведал ли Никандр Крицкий кому-нибудь свою тайну, найдутся ли когда-нибудь эти деньги, но честный патриот свой долг выполнил. Фашисты не воспользовались советским добром.
Мария Кирилловна Кременчугская, жена врача железнодорожной поликлиники, сидевшая в камере смертников и лишь благодаря случаю избежавшая общей участи, говорит о последних часах одной группы осужденных. С трудом сдерживая рыдания, она рассказывает о кошмаре фашистских застенков. Однажды вечером в квартиру Кременчугского ввалились агенты гестапо и приказали немедленно всем собраться. Теплую одежду запретили брать с собой. «Не понадобится, - сказали гестаповцы, - к утру вам вообще ничего не нужно будет». Вскоре доктор, его жена, две дочери и крестная внучка очутились в крытой машине. Кременчугский дал каждому члену семьи маленький тампон - каждый без слов понял, в чем дело. В тампоне был мгновенно действующий яд.
Их бросили в какой-то темный, сырой подвал. Там уже находилось человек 25. Двери подвала в течение вечера открывались несколько раз - сюда вталкивали новых людей. К 12 часам ночи их оказалось 73 человека. Здесь были мужчины и женщины, старики и грудные младенцы. Сидеть или лежать негде было, все стояли, притиснувшись один к другому. Дети громко плакали. Люди, знавшие свою участь, прощались друг с другом. Через маленькое оконце едва проникал свежий воздух. Дышать становилось всё труднее. Стоявшие в охране гестаповцы злорадствовали над своими жертвами и громко, так, чтобы заключенные слышали, смаковали подробности предстоящей казни. У некоторых начались истерические припадки, нервы у всех были напряжены до предела.
«Маша, - сказал Кременчугский своей жене, - скажи детям, пусть они спрячут яд. Видишь, что делается. Разделим общую участь наших земляков».
И он обратился с речью к заключенным. Его не было видно в темноте, но морозовцы узнали голос любимого врача, уважаемого в городе человека.
«Сограждане, товарищи, - сказал он,- видимо, выпала нам судьба погибнуть от вражьей руки. Сделаем последнее, что еще в наших силах, - умрем с достоинством советских людей. Не дадим мерзавцам тешиться нашими слезами, не позволим им злорадствовать над нами в наш последний час!».
«Краткая, выразительная речь врача возымела действие, дети и те притихли. Скоро стали выводить на расстрел. Молча, сурово, прижимая детей к груди, выходили люди в свой последний путь. Через несколько минут начался треск автоматов.
Среди других жителей Морозовского была расстреляна депутат районного Совета, работник райздрава Елена Андреевна Беланова, бывшая батрачка, мать советского командира-артиллериста. Елена Андреевна стойко вынесла все пытки и издевательства. Своим упорством она смутила головорезов-гестаповцев. Наступила ночь, на утро была назначена казнь. С ней в камере среди других находилось семеро ребят - два еврейских мальчика и дети расстрелянных советских работников. Детям, им было от 8 до 12 лет, предстояло разделить судьбу своих родителей. Они плакали, допытывались, где родители, можно ли будет скоро с ними увидеться. Беланова, как могла, их успокаивала. В 5 часов утра их повели на расстрел. Впереди шла высокая седеющая женщина с простым русским лицом, а вокруг нее тесным кольцом шли ребята. В таком же порядке они встали у балки за кирпичным заводом. Вместе они и свалились вниз, сраженные одной автоматной очередью.
Последние дни своего пребывания в Морозовском немцы ознаменовали новыми зверствами. Они арестовали всех мужчин и увели их за город. Гитлеровцы загнали одну группу морозовцев в здание МТС и зажгли дом со всех сторон. Всех, кто пытался выпрыгнуть в окно, настигала пуля. Другая группа в 200 человек дошла до хутора Вознесенский. Немцы заперли их в глинобитный сарай и взорвали его. Все погибли. || Капитан Е.Чернов. Действующая армия.
+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
От СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО
Утреннее сообщение 15 января
В течение ночи на 15 января наши войска в районе нижнего Дона, на Центральном фронте и на Северном Кавказе продолжали бои на прежних направлениях.
* * *
В заводском районе Сталинграда наши штурмовые отряды выбивали немцев из укреплений и домов. Бойцы Н-ской части разрушили 56 дзотов и очистили от противника улицу. Захвачены 5 орудий, 4 миномета, 20 пулеметов, 150 винтовок и боеприпасы. Взяты пленные.
* * *
В районе нижнего Дона наши войска, преодолевая сопротивление противника и отбивая его контратаки, продолжали наступление и заняли несколько населенных пунктов. На одном участке крупные силы танков и пехоты противника предприняли контратаку. Советские войска выдержали натиск гитлеровцев, а затем контрударом отбросили их на исходные позиции. Уничтожено свыше 800 немецких солдат и офицеров, подбито и сожжено 19 вражеских танков. На другом участке наши подразделения выбили противника из сильно укрепленного населенного пункта и захватили бронемашину, 4 орудия, 6 минометов, склад боеприпасов и радиостанцию.
* * *
На Центральном фронте юго-западнее Великие Луки два батальона немецкой пехоты и отряд автоматчиков, поддержанные танками и бронемашинами, атаковали позиции Н-ской части. В результате ожесточенного боя гитлеровцы были отброшены на исходные позиции. На поле боя осталось более 200 вражеских трупов и 8 подбитых немецких танков. На другом участке наши бойцы овладели несколькими опорными пунктами противника. Взяты трофеи и 250 пленных.
* * *
На Северном Кавказе наши войска с боями продвигались вперед и заняли несколько населенных пунктов. Пытаясь задержать продвижение советских частей, немцы предприняли ряд контратак. Все контратаки отбиты с большими для противника потерями. В течение ночи на участке Н-ской части уничтожено свыше роты немецкой пехоты, подбито и сожжено 4 танка и 7 автомашин. Огнем нашей артиллерии взорвано 2 склада боеприпасов противника.
* * *
Партизаны отряда, действующего в Курской области, в начале января совершили налет на занятую противником железнодорожную станцию и истребили 95 гитлеровцев. Советские патриоты взорвали оборудование станций, телефонно-телеграфный узел, 18 вагонов с углем и склад с боеприпасами. Партизаны разрушили 600 метров полотна двухколейной железной дороги. Движение поездов на этом участке было приостановлено на несколько суток.
Партизанский отряд, действующий в одном из оккупированных немцами районов Ростовской области, в боях с противником истребил более 40 гитлеровцев. Партизанами захвачено 5 пулеметов, более 100 винтовок и много боеприпасов.
* * *
Жители ныне освобожденного села Заветное, Ростовской области, рассказали о чудовищных злодеяниях немецко-фашистских мерзавцев. В конце сентября в село нагрянул отряд эсэсовских головорезов. Днем и ночью гитлеровцы охотились за советскими гражданами, эвакуированными из других областей, а также за колхозными активистами и членами их семей. Бандиты увозили целые семьи на автомашинах за село в балку и там после долгих издевательств и пыток убивали их. Немцы запрещали убирать и хоронить трупы замученных. По предварительным данным, гитлеровцы убили до 300 мирных советских граждан.
Вечернее сообщение 15 января
15 января наши войска на Северном Кавказе, продолжая наступление, овладели городом и железнодорожной станцией Благодарное, городом Александровское, районным центром Солуно-Дмитриевское, крупными населенными пунктами - Садовое, Нагутское, Бекешевская и железнодорожной станцией Нагутская.
В районе Северного Донца наши войска овладели районным центром Литвиновка, крупными населенными пунктами - Груцинов, Самбуров, Дядин, Поцелуев, Бородинов, Ерофеевка и железнодорожной станцией Глубокая.
В районе Зимовники наши войска овладели районным центром Орловская, крупными населенными пунктами - Батлаевская, Московский, Татников, Ряска, Денисовский, Новая Надежда, Атамановский, Греков, Красное Знамя, Луганский, Быстрянский, Потемкинский, Кундрюченский и железнодорожными станциями Двойная, Куренный.
* * *
14 января частями нашей авиации на различных участках фронта уничтожено или повреждено 60 автомашин с войсками и грузами, подавлен огонь 7 артиллерийских батарей, разбит железнодорожный состав, взорвано 3 склада боеприпасов и склад горючего, рассеяно и частью уничтожено до двух рот пехоты противника.
В заводском районе Сталинграда наши штурмовые отряды, отражая контратаки противника, продвинулись вперед на 600 метров. Очищено от гитлеровцев еще несколько улиц. Уничтожено до 600 немецких солдат и офицеров, свыше 100 огневых точек и блиндажей, подбито несколько немецких танков.
Наши летчики уничтожили на аэродромах 7 и сбили в воздушных боях 3 самолета противника.
* * *
В районе нижнего Дона наши войска, преодолевая сопротивление противника, продолжали наступление. За истекший день бойцы Н-ской части освободили от немецко-фашистских захватчиков несколько населенных пунктов. В ожесточенных боях с противником уничтожено свыше 400 гитлеровцев, взяты пленные и трофеи. На другом участке немцы пытались вернуть потерянный накануне выгодный рубеж. Все контратаки противника были отбиты с большими для него потерями.
* * *
На Центральном фронте, юго-западнее и северо-западнее Великие Луки, наши войска отражали контратаки противника и нанесли ему большой урон. Взято в плен свыше 500 немецких солдат и офицеров. Часть, где командиром тов. Простяков, в последних боях истребила батальон немецкой пехоты и уничтожила 9 танков. На другом участке бойцы подразделения под командованием младшего лейтенанта Гордиенко охраняли шоссейную дорогу между двумя крупными населенными пунктами. Отряд немецких автоматчиков под прикрытием 10 танков пытался овладеть этой дорогой. Наши бойцы уничтожили 2 танка и несколько десятков вражеских солдат. На следующий день гитлеровцы возобновили атаку, но, потеряв 4 танка и значительное количество солдат, были вынуждены отойти. Все 6 вражеских танков поджег стрелявший из противотанкового ружья сержант тов. Никитин.
* * *
На Северном Кавказе наши войска, ломая сопротивление противника, продолжали успешное наступление. Советские подвижные отряды проникают глубоко в тылы вражеских войск и разрушают их коммуникации. Части Н-ского соединения, продвигаясь с боями вперед, заняли несколько населенных пунктов и железнодорожную станцию. Все попытки гитлеровцев задержать на одном из участков продвижение советских войск закончились разгромом противника. Уничтожено до 1.500 немецких солдат и офицеров, 7 танков, 10 орудий и 12 бронетранспортеров. Взорвано 5 складов боеприпасов. Наши части захватили 36 танков, 1.200 автомашин и, кроме того, 3 железнодорожных эшелона с автомашинами, 5 эшелонов с обмундированием и продовольствием, эшелон со скотом, 10 паровозов, 200 вагонов и другие трофеи. На другом участке наши передовые отряды вышли к крупному населенному пункту и завязали бой с вражеским гарнизоном. Захвачено 13 немецких танков и взято в плен свыше 400 человек.
* * *
Отряд белорусских партизан, действующий в Могилевской области, истребил в бою 96 немецких солдат и офицеров. Много гитлеровцев ранено. На поле боя остались подбитая бронемашина и выведенная из строя танкетка. Отряд гомельских партизан внезапно напал на немецкий гарнизон и истребил 40 немцев. Захвачено 3 пулемета, 30 винтовок, 8 револьверов и боеприпасы.
* * *
На сторону Красной Армии перешла группа солдат 114 мотострелкового гренадерского полка 6 немецкой танковой дивизии. Пленные Альфред М., Генрих Б., Вильгельм К. и другие рассказали: «Наша дивизия последнее время находилась во Франции. Здесь полки были укомплектованы и проходили усиленное обучение. Предполагалось, что дивизия займет ранее неоккупированные районы Южной Франции. Однако неожиданно всё переменилось. В конце ноября нас спешно отправили в Россию. На какой участок фронта нас посылают, мы не знали, но настроение у всех было подавленное. На фронте перед дивизией была поставлена задача - совместно с другими соединениями прорваться и выручить окруженные под Сталинградом войска. По приказу командования мы должны были в первый день рождества быть в Сталинграде. За несколько дней боев наша дивизия потеряла 60 танков и понесла огромные потери в людях. У нас оставалось два выхода - погибнуть или выйти из войны. Мы сговорились и сдались в плен». || СОВИНФОРМБЮРО
+ + + + + + +
Источник: «Красная звезда» №13, 16 января 1943 года
#
Аверинская трагедия || «Красная звезда» №297, 19 декабря 1942 года
#
Кровавые злодеяния гитлеровцев || «Правда» №33, 2 февраля 1943 года
#
Чудовищное преступление гитлеровцев в хуторе Вертячем || «Красная звезда» №299, 22 декабря 1942 года
# В.Коротеев.
Зверства гитлеровских разбойников в районе Сталинграда || «Красная звезда» №268, 15 ноября 1942 года