Воины с гор || «Красная звезда» 11 декабря 1942 года

Dec 11, 2018 22:39




(От специального корреспондента «Красной звезды»)

Молодцеватый, статный, с крутыми сивыми усами на бронзово-чёрном лице, всё ещё юношески бодром, несмотря на седину у висков, Кара Караев настойчиво просил военкомат, чтобы его отправили на фронт. Ему было 52 года, но Караев даргинец, а даргинцы стареют медленно, сохраняя молодцеватость до самых преклонных лет.

Кроме того Караев не просто горец, любящий и умеющий воевать. Его поколение грудью отстаивало советскую власть в родных горах.

В те годы прогремели подвиги Алибека Богатырёва. Тогда воссияла слава Умара Чехского. Тогда же впервые заговорили люди о Кара Караеве. Он сражался под водительством Орджоникидзе, закладывал фундамент советского Дагестана и навсегда остался народным героем в песнях аварских, даргинских, лакских и кумыкских партизан.

Отечественная война приблизила Караева к славе молодых лет. Он быстро оказался в рядах кавалерии и сражался с немцами на полях Украины и в донских степях до лета 1942 года, когда обстоятельства ненадолго вернули его в родной Дагестан.

Он приехал домой, имея за плечами опыт новой войны, четырнадцать сабельных схваток и 25 немцев на своём клинке. Так именно он и говорит:

- На клинке двадцать пять, всех до единого помню, а сколько на мушке - этого не скажу. Прошу извинения, не могу вспомнить, бесчисленно.

Он вернулся в Дагестан и узнал много приятных сердцу новостей. Во-первых, уроженец аула Муги подводник Магомет Гаджиев стал Героем Советского Союза, и три народа в Дагестане оспаривали право считать его своим.

Аул Муги населён дагестанцами, хотя расположен среди аварских аулов. На этом основании одни считали Гаджиева кровным даргинцем, другие - подлинным аварцем, третьи - лакцем, ибо он действительно из лакской семьи, переселившейся в Гунибский район. Но он мог быть и лезгином, и кумыком, и русским.

Так всегда бывает с людьми, очень ярко выражающими душу братски живущих между собою народов. Каждому народу хочется, чтобы именно его сын был общим героем.

Это спор славы, благородный спор.

Дагестанцы народ не болтливый, не хвастуны, но воевать мастаки. Может быть, единственная слава снится всем им, начиная от чабана и кончая председателем Верховного Совета. Это - слава воинов.

Подвиги земляков возбуждали воображение тех, кто ещё оставался дома. Седобородые старики, участники партизанских битв времён гражданской войны, просились на фронт «освежить года», просились на фронт и безусые юноши. Слава Магомета Гаджиева, о котором пели песни лучшие красавицы гор, смущала не одну суровую и скромную душу.

Было решено сформировать особый отряд добровольцев Дагестана и поручить командование Кара Караеву, потому что нет в сегодняшнем Дагестане более заслуженного героя, чем он, Караев.

Если бы брали в отряд каждого, кто просился, отряд, вероятно, превратился бы в крупное соединение, но отбирали строго, придирчиво. Каждый принятый становился как бы делегатом своего аула или целого района, и отныне на нём одном лежала слава или позор всех оставшихся дома и доверивших ему защиту родины кровью.

От него одного зависело теперь, будут ли говорить о храбрецах Гуниба, Corpaтия, Чоха, Кумуха или станут складывать неприличные поговорки о трусах из такого-то аула, А ведь каждый аул втайне мечтает, чтобы и из его домов вышел второй Гаджиев, чтобы прославились вместе с именем нового храбреца и семья его, и род его, и родные места его со всеми товарищами, со всеми теми, кто верил в него и надеялся на него.

Лейтенант Адил Адилов из Чоха, аварец, лейтенант Казулаев, кумык из Буйнакска, и старший сержант Османов из старинного, богатого удальцами Гоцатля были уже ранены в этой войне, но попросились в отряд Караева. Нет хуже для храброго сидеть дома.

В Дагестане высоко ценят традиции чести, особенно боевой, гордятся подвигами героев, помнят их и всегда готовы продолжить их. Осман Керимов из аула Цельмес, того, где родился легендарный Хаджи-Мурат, пришёл со старинной дедовской шашкой, на, которой начертано, что ковали её в ауле Амзги для Абдул-Керима, мюрида Шамиля, а мюрид этот приходится добровольцу родным дедом. И Осман Керимов шёл воевать, помня, чей он внук, и чей земляк, и, какие традиции ложатся на его молодые плечи.

Пришёл в отряд орденоносец Гази Омаров, лакец сорока шести лет, и пришёл кумык Ага Ханов, Гаджиханов сорока восьми лет, пришли знатные колхозные бригадиры, секретари райкомов, чабаны и садоводы и об’единились в дружную боевую семью. Колхозы дали коней, бурки и башлыки.

Потом бойцам вручили автоматы, бронебойные ружья, ручные пулемёты. Бронебойных ружей они никогда не видели и в силу их не особенно верили, но через несколько практических учений, когда толстая броня дырявилась насквозь, бойцы с уважением завернули большие ружья в бурки. Это было крепкое оружие. И, наконец, отряд отправился в Чечню, и дальше туда, где шли бои…

Они вышли с зурной и барабанами в долины Сунжи и Терека. В чеченских аулах раздались аварские песни. Хотя в отряде люди разных народностей, но песни они поют главным образом аварские - за воинственность или лакские - за весёлость.

Аварская песня родилась в боях, о боях рассказывает, к бою зовёт, бой прославляет. И если хочет человек всего себя высказать перед боевым испытанием, разгорячить сердце перед жестокой борьбой, он обращается к аварским боевым песням, которые раскроют душу настежь.

Время трудное придёт,
Против ста один пойдёт, -

поют дагестанцы, проезжая долину Сунжи и глядя на синий с белыми снежными тенями хребет Кавказа.

На сытом англо-кабардинце - седоусый Кара Караев. Высокая, казачьего фасона папаха из белого курпея лихо заломлена на затылок. На боку сабля златоустовской работы, кому-то когда-то дарованная за храбрость.

- Ценю клинок этот, - говорит Караев, - ценю за прочность. Он некрасив, но никогда не обманет.

Статные, ловкие всадники так крепко и прочно сидят в сёдлах, так лихо пляшут на ночёвках перед сунженцами, нахмурив лица и сжав брови, так весело возятся с оружием, точно оно и впрямь живое и может пожаловаться на уход, так просто и деловито готовятся к бою, что нельзя не верить в этих людей. У природных воинов всегда железная выправка и дисциплина. Природный воин любит строгую чёткость военного быта.

Ночью, если ночёвка в станице и отряду отводят колхозные конюшни, командир обязательно выбирает себе место рядом с конюшней или даже непосредственно в ней. Не слезая со своей походной койки, он несколько раз за ночь вглядывается в коней, а наутро ему незачем и докладывать, какой конь болен, какой голоден, какого чистили хорошо, а какого дурно, потому что всё это он уже знает сам. Командир лежит часами, глядя на коней, и представляет их в будущих схватках, прикидывает, как лучше использовать силы и характер каждого всадника, каждый клинок и каждый автомат.

А ночь на исходе. Бьют барабаны, поёт зурна, ноги дагестанцев глухо топают по мягкой земле, а утренний танец их - гимнастическая зарядка.

Старые сунженцы выходят к воротам.

- Лихой народ, - говорят они скупо, в седые усы, и долго следят зоркими глазами за удаляющимся отрядом, идущим навстречу артиллерийской грозе, рокочущей с запада. Эти не повернут назад! || П.Павленко. СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ.

+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

СТРАДАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ УКРАИНЫ ПОД ЯРМОМ НЕМЕЦКИХ ОККУПАНТОВ

СТОКГОЛЬМ, 10 декабря. (ТАСС). Гитлеровская газета «Дейче алгемейне цейтунг» сообщает о том, что наиболее крупным немецким газетам было предложено послать в оккупированную немцами Украину корреспондентов, «чтобы получить представление о положении на этой территории и перспективах её использования».

Статьи этих корреспондентов содержат откровенные признания в том, что население Украины переживает неслыханные страдания. Корреспондент «Берлинер берзенцейтунг» пишет: «Наш автобус едет по украинской территории. Это - поистине мёртвая земля. Она лежит серо и неподвижно под восточным небом. Ни возле домов, ни в поле не видно людей. Везде необработанные поля. Только изредка попадаются подводы, в большинстве случаев пустые. Это крестьяне следуют к неизвестной цели».

Такое же страшное запустение царит в захваченных и ограбленных оккупантами городах Советской Украины. Гитлеровский писака посетил Киев. Ему «бросились в глаза широко задуманные ранее громадные постройки». Но теперь, признаёт корреспондент, «главная улица и прилегающие к ней кварталы разрушены, и Киев представляет собой увядшую красоту».

Корреспондент «Берлинер локальанцейгер» заявляет о том, что он убедился «в нежелании сельского населения Украины перестроиться в соответствии со своим новым положением». Под этим, как видно из дальнейших заявлений корреспондента, скрывается упорное и решительное сопротивление населения Украины всем мероприятиям оккупационных властей. «Сбор урожая, жалуется корреспондент, является нелёгким делом». Крестьяне не хотят сдавать хлеб оккупантам. Тайком от властей они выносят жалкие остатки сохранившегося у них продовольствия в города. Сам корреспондент признаёт, что он видел на дорогах крестьян и крестьянок, которые брели в города с мешками на плечах. «Невзирая на холод, заявляет корреспондент, им приходится идти босиком многие десятки километров».

ГИТЛЕРОВЦЫ РЕКОМЕНДУЮТ ДАТЧАНАМ КРЫСИНОЕ МЯСО

НЬЮ-ЙОРК, 10 декабря. (ТАСС). Гитлеровцы ограбили Данию, вывезли из неё значительную часть продовольствия и сейчас, в связи с полным отсутствием продуктов в магазинах, нагло рекомендуют населению крысиное мясо. Газета «Финанс тиденде» по приказу оккупационных властей издевательски советует населению питаться крысиным мясом, заявляя, что оно «вкусно и питательно», и напоминая, что «в Дании пока не нормировано только крысиное мясо, запасы которого ещё не истощились».

+ + + + + + + + +

Источник: « Красная звезда» №290, 11 декабря 1942 года

# П.Павленко. Сыны Кавказа || «Красная звезда» №102, 1 мая 1942 года
# И.Эренбург. В горах Кавказа || «Красная звезда» №208, 4 сентября 1942 года

1942, зима 1942, П.Павленко, декабрь 1942, газета «Красная звезда»

Previous post Next post
Up