На Дону артиллерист Хасанов защищает Татарию. У него лицо в ожогах. Враг обстреливал нашу батарею. Загорелся сарай, где находились боеприпасы. Хасанов не стал раздумывать. Он оттащил сотню снарядов. Огонь обжег его лицо и руки. А Хасанов говорит: «Главное - снаряды… Теперь мы немцев подожжем...»
Они пришли из Татарии, из Башкирии, с Урала, с Поволжья - хорошие солдаты, смелые и хитрые. На фронте часто услышишь: «Этот - татарин, он не подкачает...».
Гафетула Нагматуллин -
снайпер. Он рассказывает: «Простого фрица я тоже бью, но особенно приятно бить офицеров и корректировщиков. Это шайтаны проклятые...». Товарищи спрашивают: «Что такое шайтан?» Гафетула смеется: «Что фриц, что шайтан - одно -
немец».
«Получай, шайтан», - крикнул Мухамедшариф Хафизов и стукнул немца прикладом по голове. Сердит татарин в рукопашном бою, и не зря жалуется немецкий ефрейтор Рудольф Вольганг своему брату: «Здесь против нас много татар. Это сумасшедшие люди, и я не хотел бы встретиться с татарином даже во сне...».
Абабукиров написал своей невесте Зуре: «Даю тебе слово каждый день убивать одного немца». Зура знает: милый не обманет. За честь татарских девушек идут в бой татары-гвардейцы. Есть у татарок свой синий платочек, и Байкузин поет: «Бибикяй собой красива. Голубая шаль на ней. На джигита не посмотрит, хоть джигит по сердцу ей». Нет, Бибикяй посмотрит на Байкузина, когда джигит, вернувшись с войны, скажет: «Я дрался у Ленинграда. Мы отстояли город. Мы отстояли родину. Мы отстояли тебя, красавица Бибикяй».
Старый татарин Сушбат Гинатулин, провожая сына на войну, сказал: «Будь храбрым, сынок, чтобы люди уважали семью Гинатулиных». Зинат Гинатулин сражался у Ленинграда. Сотня немцев, девять наших. Зинат Гинатулин не отступил. Он погиб смертью героя. Об его подвиге помнит Ленинград, и великий город говорит старому Сушбату Гинатулину: «Твое горе - мое горе и твоя гордость - моя гордость».
За что сражается татарин Нури Халвулин? Он охотно рассказывает, как жил до войны: «Хорошо жил. У нас пшеница вот какая!.. Две коровы. Колхоз подарил коня. Хороший конь, буланый конь...» За что сражается Нури Халвулин? Он задумчиво добавляет: «Татары - гордый народ. Не хотим немца, любим свободу».
Вот идут бойцы в атаку: русский рядом с Нури Халвулиным, чуваш Ларионов и друг Гриценко из плененного немцами Конотопа. Все они идут на немца. Над всеми, как гроза, грохочет русское «ура». Утреннее солнце кидает длинные тени, и кажется, что с бойцами идут в бой, как тени, их близкие. А чья там тень? Свободы. За свободу и за родину сражаются гордые люди. Нури Халвулин - татарин, и он не подкачает.
Есть цифры, которые жгут сердце сильнее слов. 85 - восемьдесят пять фрицев убил Садык Гумеров. 56 - пятьдесят шесть раненых бойцов вынес с поля боя Ахмет Стеряков. Он вынес пятьдесят шесть винтовок. Сколько русских жизней спасли два гвардейца?
Сержант Алексей Федорович Сибатилов мне пишет: «Спасибо за простые русские слова, они доходят до самого сердца. Мы знаем, в какой опасности наша родина. Мы не пожалеем для немцев наших пуль. Мы перебьем проклятых немцев». И мне хочется ответить сержанту Сибатилову, что его слова дошли до моего сердца, и что я знаю - его пули дойдут до сердца немца.
Были два друга: Губей Гарфатулин и Алеша Огородников, два смелых пулеметчика. Алеша был из Смоленщины, Губей из татарского села Кармалей. Товарищи говорили: «Их теперь водой не разлить». Наступали немцы. Пуля сразила Алешу Огородникова. Губей один. А немцы уже в пяти саженях. Губей рассказывает: «Я поглядел на Алешу. Он лежит... Нет, советские люди не отступают! У меня кончились диски. Я выругался, и за гранаты. Долго я дрался с немцами. Наконец, фрицы не выдержали, побежали...». Тридцать немецких трупов лежали на подступах к траншее: Губей Гарфатулин отомстил за Алешу.
«Их теперь водой не разлить...». Великое чувство дружба. Верный друг всего дороже. Русские и татары века жили вместе, вместе мыкали горе, вместе знали радость, пуд соли они с'ели, и теперь их водой не разлить. Война - суровое, грозное дело. Мы не говорим, как немцы, что война «самое хорошее дело». Мы любим мирный труд, на нашем гербе серп и молот. Но наш народ - смелый народ, мирные поля он защищает с оружием в руках. Он теперь оставил серп девушке, он отдал женщине молот, он неразлучен с русской винтовкой. Он решил перебить проклятых захватчиков, и он их перебьет. На войне многое становится ясным. Война - это лаборатория, где проверяются человеческие чувства. Война - время высокой дружбы. Друг в окопе всего дороже - близких, и родных. За друга жизнь отдашь и пожалеешь, что нет у тебя второй жизни - вторую отдал бы за друга. На фрицев-шайтанов идут друзья: русский и татарин. Их дружба проверена огнем. Их дружба - это смерть немцев. || Илья Эренбург.
+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
СТРАДАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ УКРАИНЫ ПОД ЯРМОМ ОККУПАНТОВ
СТОКГОЛЬМ, 25 октября. (ТАСС). Сообщения гитлеровских газет из оккупированных районов Украины свидетельствуют о тяжелых страданиях советских граждан под игом гитлеровских оккупантов. Голодающее население городов мечется в поисках какого-либо пропитания. Газета «Дер нейе таг» поместила «очерк» своего корреспондента о поездке по оккупированным районам Украины. «Среди массы солдат, едущих по железной дороге, - пишет гитлеровский корреспондент, - можно наблюдать много «штатских». Мы называем их нищетой на колесах. Немецкая полиция ведет с ними постоянную борьбу. На каждой станции разыгрываются потрясающие сцены. Женщины, дети и старики ночуют под открытым небом около станций, одетые в лохмотья. Несмотря ни на что, они переправляются в товарных вагонах в тесноте и вони».
Нет меры ненависти советского населения к немецким оккупантам. Все ярче разгорается пламя партизанской войны. Газета «Дейче украине цейтунг» жалуется на «коварство советских партизан». Гитлеровцы обещают «лицам, сообщающим о местонахождении партизан, материальные выгоды, и предпочтение при выдаче товаров». Однако эта же газета вынуждена признать, что попытки подкупить население отвергаются с негодованием и что партизаны опираются на широкую поддержку всего населения.
+ + + + + + +
Источник: «
Красная звезда» №253, 27 октября 1942 года # И.Эренбург.
Евреи || «Красная звезда» №258, 1 ноября 1942 года
# И.Эренбург.
Узбеки || «Красная звезда» №247, 20 октября 1942 года
# И.Эренбург.
Казахи || «Красная звезда» №246, 18 октября 1942 года
# И.Эренбург.
Киргизы || «Красная звезда» №259, 3 ноября 1942 года
# И.Эренбург.
Башкиры || «Красная звезда» №273, 20 ноября 1942 года
#
В дружбе народов - наша сила! || «Красная звезда» №114, 16 мая 1943 года