У моря и в море || «Известия» 24 апреля 1943 года

Sep 15, 2018 09:21




Ветер порывами влетает в блиндаж через амбразуру, донося запах моря. Цветы, пригретые весенним солнцем, покрыли ярким ковром скат холма перед наблюдательным пунктом. В воздухе стоит монотонный шум прибоя.

Стёкла стереотрубы вместе с картинами весенней природы воспринимают частые вспышки огня. Земля гудит от разрывов. Ветер гонит пыль и дым в море.

Немцы ведут усиленный огонь из пушек по нашему переднему краю. Миномётам здесь отведена второстепенная роль. Только артиллерийскому снаряду под силу каменистая почва, в которой сооружены окопы и траншеи.

Не отрываясь от стереотрубы, наблюдатель засекает вражеские огневые точки. Он диктует сидящему рядом помощнику место каждой вспышки, и тот делает отметки на карте.

Наша очередь ответить огнём на огонь. Орудийные расчеты готовы и с нетерпением ждут сигнала.

И вот сигнал подан. Первые наши, пока ещё редкие, снаряды идут на пристрелку. Потом беглый огонь на поражение. Орудия бьют по открытой цели прямой наводкой. Теперь у стереотрубы - командир части Герой Советского Союза Маргулис. Снаряды ложатся точно в цель. Клубы дыма и земли взметаются как раз на месте немецких артиллерийских позиций.

Потом все разом стихает. Снова слышится шум прибоя, да высоко в воздухе гудит немецкий разведчик.

Бывалый артиллерист не скрывает своего удовольствия.

- Хорошо сработали, - говорит он по поводу только-что проведённой стрельбы. - С такими бойцами не пропадёшь. Теперь немцы надолго замолкли!

У стереотрубы снова дежурный наблюдатель. Командир уступил ему место и с увлечением рассказывает о людях части - наводчиках, заряжающих, командирах орудий, приумножающих своими подвигами славу советских артиллеристов.

…Многие обращали внимание на то, что от мола к маячку на одинокой, окружённой водою скале тянулся стальной трос. Но никто не догадывался о его назначении. Как-то было замечено, что по тросу карабкаются немцы. Тогда поняли, что именно здесь находится вражеский корректировочный пост. С маячка отлично просматривались наши позиции. Последнее время днём стало невозможно пользоваться прибрежной дорогой.

У орудия наводчиком стал Поляков. Бронебойные снаряды аккуратно лежали в открытых ящиках… Третьим снарядом удалось сорвать крышу с маячка. Один из снарядов угодил в узкое окошко. Восемь прямых попаданий! Корректировочный пост был ликвидирован.

Замечательным артиллеристом является Голиков. Ни один снаряд не пропадает у него попусту.

Однажды четверо немцев, в том числе, судя по всему, два командира, из-за развалившейся стены наблюдали в бинокль за нашими позициями. Немцы, повидимому, были уверены, что никто их не видит, что они в безопасности. Однако наш наблюдатель обнаружил наблюдательный пункт врага. Задачу передали командиру орудия Втюрину. Голиков навёл пушку на цель. Первый же снаряд попал в гитлеровцев. Ни один из них не уцелел.

Было и такое. В большом железобетонном баке немцы оборудовали себе дот. Крупнокалиберные пулемёты и легкие пушки противника обстреливали наших бойцов. А немцы, засевшие в баке, оставались неуязвимыми. Уничтожить этот узел сопротивления было поручено тому же командиру орудия Втюрину с наводчиком Голиковым.

Первый и второй бронебойные снаряды разорвались рядом с амбразурой орудия. После пятого снаряда от бака отвалился большой кусок железобетона. С упорством каменотёсов Втюрин и Голиков долбили железобетон до тех пор, пока в баке не образовалась большая брешь. В это отверстие фугасными снарядами ударило сразу несколько орудий. Долго потом таскали немцы из разбитого бака трупы своих солдат и офицеров…

- Опять возня у немцев. Похоже, готовятся стрелять, - доложил, прерывая нашу беседу, наблюдатель.

Немцы действительно готовились к стрельбе. Из подвалов домов выкатывались орудия, уцелевшие при недавнем нашем огневом налёте.

По приказу командира телефонист вызвал батарею Бобкина. Решено было взять врага хитростью. Первое орудие батареи получило приказ открыть огонь. Через несколько мгновений несколько немецких пушек обрушились на наше орудие, стремясь подавить его огонь.

Командир батареи докладывает, что вражеские снаряды ложатся совсем рядом, расчёт и орудие в опасности. «Пора, - решает командир части. - Теперь немцы успеют спрятать ещё меньше своих пушек».

На все наши орудия переданы данные для стрельбы и приказ немедленно открыть огонь. Наблюдатель фиксирует: орудие противника правее отметки «173» замолкло - два прямых попадания. Через короткий промежуток - прямое попадание в орудийный дзот; взрываются боеприпасы…

У нас ранен командир одного орудия. Докладывают, что он отказался покинуть пост и продолжает руководить стрельбой.

Артиллерийская дуэль, начатая примерно равными силами, продолжается теперь с явным преимуществом на нашей стороне. На лице командира прежнее выражение сосредоточенности, но в глазах заиграли огоньки радости. Пять немецких орудий выведены из строя. Последнее из них удачным попаданием было разбито так, что в воздух взлетели колёса. Уцелевшие спешно укрываются.

Дуэль закончилась нашей победой. Артиллерийские дзоты врага больше уже не стреляли.

Артиллеристы этой части, как правило, бьют прямой наводкой. Они чаще всего располагаются вместе с пехотой на переднем крае, поближе к противнику.

…Шумит прибой. Лишь изредка рвутся снаряды. Затишье. Бдительно несут свою вахту наблюдатели у стереотруб на окраине Новороссийска, выслеживая огневые позиции врага, скопления его солдат и транспорта.

2.

Сторожевые катеры редко стоят на приколе. Они всегда в море. Они очищают фарватер, конвоируют в море транспорты, охраняют порт от немецких торпедных катеров, занимаются срочной переброской людей.

Однажды ночь застала катер старшего лейтенанта Кузьмина у берега, занятого противником. Осторожно вёл старший лейтенант свой корабль, но немецкие слухачи всё же уловили звук работавших на воде моторов. Вспыхнул прожектор. Быстро пробежав над морем, луч стал нащупывать поверхность воды, через несколько минут он остановился на катере.

С берега взлетели в воздух несколько ракет. Кто-то в море недалеко от Кузьмина ответил на сигнальные огни. Показались всплески огня. Трассирующие снаряды пошли на маленький корабль.

Вдруг раздался гул моторов в воздухе. Наш ночной морской бомбардировщик увидел, что катер попал в беду. Скорей на выручку! Бомбы были сброшены на прожектор так удачно, что он погас. Теперь бы старшему лейтенанту скорей уходить домой. Но дело ещё не было закончено. А в жизни Кузьмина не случалось, чтобы он, возвратившись, рапортовал о невыполнении задании.

Катер опять идёт к цели. На берегу вспыхнул ещё один вражеский прожектор. Снова ракетные сигналы. Кузьмин заметил немецкий торпедный катер. Комендор Барабанов открыл огонь из пушки. Ему дружно вторили крупнокалиберные пулемёты.

Старший лейтенант атаковал немца, и тот, отстреливаясь, ушёл. Прожектористы, потеряв катер, погасили луч. Кузьмин успешно выполнил задание и с гордостью доложил обо всём своему командиру.

Беспрерывное пребывание в море, беспрерывная борьба с врагом закалили моряков-катерников.

Как-то ночью в полутораста метрах от берега, охраняемого немцами, остановился катер под управлением старшего лейтенанта Школа. С борта катера спустили тузик - двухвесельную лодочку. На ней в сторону земли направились боцман Бугров и комендор орудия Грушанкин.

Скоро отчетливо стала видна береговая черта. Глаза Грушанкина впились в фигуры людей, вышедших навстречу тузику.

- Тише греби, боцман, чужие на берегу!

И впрямь, это были немцы.

До берега оставалось метров 50. Несколько вражеских гранат шлепнулись в воду. Одна, готовая вот-вот взорваться, упала в тузик прямо к ногам Бугрова. Боцман быстро схватил её и швырнул обратно в немцев.

Развернув тузик и налегая на вёсла, Бугров и Грушанкин принялись изо всех сил грести обратно к катеру. С досады немцы открыли автоматный огонь.

Школа всё это видел и приказал прикрыть тузик огнем пулемёта и пушки. Оба моряка, целые и невредимые, возвратились на борт своего корабля. К утру катер все же выполнил боевое задание. Старший лейтенант Школа благополучно привел сторожевик на базу. || А.Степанов, спец. корреспондент «Известий». ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ. Апрель.

+ + + + + + + + +

Источник: « Известия» №96, 24 апреля 1943 года

# П.Никитин. Азербайджанцы || «Известия» №99, 28 апреля 1943 года
# В.Антонов. Душа солдата || «Известия» №100, 29 апреля 1943 года
# Л.Славин. «Кригскорреспондент» || «Известия» №101, 30 апреля 1943 года

весна 1943, 1943, апрель 1943, газета «Известия»

Previous post Next post
Up