Скупы и строги слова боевого донесения: «Наш бомбардировщик был атакован вражеским истребителем. Истребитель произвёл две атаки. Лётчик и стрелок бомбардировщика ранены». А за этими словами - подвиг, замечательный подвиг во славу родины.
Самолёт пролетел линию фронта и оказался над территорией, занятой врагом. Единой мыслью всех членов экипажа было: как можно лучше выполнить задание командования, нанести больший ущерб врагу.
- Усилить наблюдение за воздухом, - приказал командир экипажа гвардии старший лейтенант Осипов.
Стрелки заняли свои места, пристально всматриваясь в темноту ночи. По расчётам штурмана самолёт был у цели - крупного железнодорожного узла, места сосредоточения складов техники, вооружения и продовольствия противника. И вдруг стрелки-радисты заметили в стороне самолёт. Командир приказал наблюдать за ним и продолжал итти боевым курсом на цель.
- Товарищ командир, вражеский самолёт снизу атакует нас!
«МЕ-110» дал очередь, осколки снаряда и пуля впились в тело Осипова. Он почувствовал острую боль, но ничего не сказал членам экипажа, а ещё крепче сжал в руках штурвал.
- Через пятнадцать секунд буду бросать бомбы, - сказал в телефон штурман.
Осипов точно выдерживал курс. Штурман сбросил бомбы, и они упали в самый центр цели. В это время истребитель снова атаковал, уже слева. Стрелки открыли ответный огонь. Тяжело ранен в правую ногу воздушный стрелок Почетовский. Но победа - за экипажем нашего самолёта: враг был отогнан. С левым разворотом и со снижением самолёт уходил от цели. Только теперь летчик сказал о своем ранении.
- Как вы себя чувствуете, товарищ командир?
- Ничего. Передайте на землю: задание выполнено, ранены командир и стрелок.
Самолёт был уже над родной землёй. Осипов истекал кровью, но бросить машину и экипаж нельзя, нужно итти домой. Он не беспокоился о себе, а всё время спрашивал, как чувствует себя стрелок. Почетовский молчал, превозмогая сильную боль. Вот уже виден аэродром, его световой маяк, вспышки ракет, посадочные прожектора.
- Штурман, давай сажать машину.
Пошли на посадку, сели хорошо, несмотря на то, что колесо оказалось пробитым. Всего в самолёте было свыше шестидесяти пробоин.
Моторы остановились. В кабине в полуобморочном состоянии находился лётчик. Его лицо было бледноземлистого цвета, со лба стекали капли холодного пота. Опираясь на плечи боевых товарищей, встречавших самолёт, он дошёл до санитарной машины.
Комбинезон лётчика был полон крови. Бронебойная пуля, выпущенная немцем, пробила сидение лётчика, парашют, комбинезон, впилась в тело лётчика и застряла в брюшной полости. В госпитале Осипову была сделана операция. Пуля извлечена. // Гвардии лейтенант С.Красильщик. Н-СКИЙ АЭРОДРОМ.
+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
Блестящий боевой успех экипажа самолета-штурмовика «ИЛ-2»
При выполнении боевого задания на самолёте «ИЛ-2» лётчик младший лейтенант Н.В.Рыхлин и воздушный стрелок сержант И.С.Ефременко были атакованы четырьмя немецкими самолётами «Мессершмитт-109».
Экипаж советского самолёта бросился в бой и, проявив замечательную отвагу и мастерство, пулемётно-пушечным огнём сбил два вражеских истребителя. На глазах бойцов, командиров и представителей высшего командования два немецких самолёта врезались в землю. Остальные обратились в бегство.
Это был всего лишь четвёртый боевой вылет младшего лейтенанта Рыхлина и сержанта Ефременко. Оба они в этом бою получили ранения. Самолёт был серьёзно повреждён. Однако герой-лётчик отлично произвёл посадку на своём аэродроме.
Младший лейтенант П.В.Рыхлин и сержант И.С.Ефременко представлены к правительственной награде. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.
+ + + + + + + + +
Источник: «
Известия» №97, 25 апреля 1943 года # Ал.Исбах.
Воля к жизни || «Правда» №93, 9 апреля 1943 года
#
О воздушной тактике немцев || «Красная звезда» №74, 30 марта 1943 года
# И.Сельвинский.
Чувство неба || «Красная звезда» №101, 30 апреля 1943 года
# И.Сербин.
Авангард истребителей || «Красная звезда» №88, 15 апреля 1943 года
#
Сталинградская авиационная дивизия || «Красная звезда» №77, 2 апреля 1943 года