ЗАМЕТКИ ХУДОЖНИКА
...Первое, что мы увидели, под’езжая к Сталинграду, была Волга. Великая русская река! Я волжанин, родился и вырос в Самаре и люблю Волгу нежно и горячо. Дыхание войны взбудоражило Волгу - она живёт напряжённой, кипучей жизнью. На переправе - непрерывное движение. Льду не доверяют: он может не выдержать мощных советских танков. Через Волгу наведен временный мост, по которому непрерывным потоком движутся автомашины, тягачи, танки, «Катюши», кони, волы, нагружённые продовольствием.
В стороне от шумной переправы, на берегу, бойцы разложили костёр и греются у костра.
Вероятно где-то здесь, вблизи этого поворота Волги, некогда проходили отряды участников обороны Царицына. Родные, овеянные бессмертной славой места!
...Прямо из штаба фронта нас, художников из Москвы, направили в Н-скую часть, которая защищала Сталинград, изматывала врага, а 10 января - вместе с другими частями фронта - начала генеральную атаку для ликвидации немецко-фашистских войск, окружённых в районе Сталинграда.
Наша землянка на командном пункте помещалась на глубине пяти метров. В углу - тепло натопленная печь, около которой бойцы сушат валенки. Оригинальная «лампа», сделанная из снарядной гильзы, хорошо светит и не коптит. При свете этой «лампы» мы делали портретные зарисовки.
Мы рисовали, главным образом, отличившихся бойцов и командиров. К нам в землянку приходили бойцы прямо от орудий. Уходя после сеанса обратно на передний край, они давали взволнованно обещания ещё лучше биться с ненавистным врагом.
Я рисовал, например, младшего сержанта Золотухина и сержанта Худайберганова. Золотухин - командир орудия, Худайберганов - наводчик. Золотухин - сибиряк, Худайберганов - узбек. Впервые встретились они под Сталинградом. Сейчас их связывает неразрывная дружба. Прощаясь со мной, они дали слово «наподдать фашистам жару». И действительно, через несколько дней я узнал, что друзья уничтожили три немецких орудия.
Защищать Сталинград пришли бойцы со всех концов нашей родины, с неоглядных русских равнин, из украинских степей, из лесов .Белоруссии, с гор Кавказа, из далекой Сибири. Сыны всех народов нашей страны, охваченные единым порывом, нанесли здесь, под стенами города-героя, сокрушительный удар врагу - удар, являющийся демонстрацией невиданной доблести советского воина и триумфов советской стратегии.
Начиная с 11-12 января, почти ежедневно около наших землянок появлялись массивные косяки пленных. Вот идёт группа в 300-400 немцев и румын. Их ведут наши бойцы в белых валенках и белых маскировочных халатах. Огромные белые чудо-богатыри и щуплые, дрожащие немцы и румыны в коротеньких (до пупа) рваных полушубках... Они хотят есть, они рассказывают, что уже давно в окружённой германской армии лошади едят древесную кору, а солдаты - дохлых лошадей.
Чувство омерзения и ненависти охватывает при виде этой стаи пойманных хищных волков.
Отвратителен вид убитых гитлеровских бандитов. Как-то направляясь к линии фронта, у обочины дороги, я увидел немца. Из сугроба высовывались голова, плечи и часть руки. Снег лежал также на лбу, левый глаз, был открыт. Страшная деталь, которую не выдумаешь в мастерской.
Тема расплаты с врагом, которая занимала меня и раньше, предстала теперь передо мной в новом, более ярком свете.
Среди многих фронтовых встреч мне особенно запомнились встречи с замечательной девушкой, старшим военфельдшером Христиной Бугай.
Дочь украинского народа, 19-летняя Христина - с первых дней войны в Действующей армии. Она бесстрашна и рассудительна, добра и ласкова, обаятельна и трогательна. Она вынесла с поля боя под обстрелом 46 раненых бойцов. Днём она самоотверженно помогает раненым бойцам, а вечерами, в полковой санчасти под гитару поёт украинские песни, которые так любят слушать раненые бойцы.
...Я привёз в Москву 25 портретов знатных бойцов и командиров, защитников Сталинграда.
Возвращаясь в Москву с Донского фронта, из-под стен героического Сталинграда, художники полны тем, впечатлений. Мы мечтаем о больших сталинградских полотнах. Я надеюсь к осени написать картину о людях Донского фронта и о великом полководце, который вдохновляет их и ведёт к победе, к окончательному разгрому врага || В.Ефанов.
+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
ФРОНТОВЫЕ ЗАРИСОВКИ
26 января в Комитете по делам искусств состоялось совещание художников, вернувшихся из фронтовых поездок. В совещании приняли участие П.Соколов-Скаля, Н.Денисовский, Ф.Антонов, В.Ефанов, А.Пластов, Г.Ряжский, Ф.Одинцов, Т.Гапоненко, Ф.Бочков, К.Ильин, К.Финогеев, А.Каневский, А.Лаптев, В.Шквариков и 3.Быков.
Художники поделились впечатлениями о поездке, рассказами о проделанной работе, о дальнейших творческих планах. За время пребывания в частях Действующей армии - в районе Сталинграда, в Великих Луках, на Юго-Западном и Центральном фронтах - художники сделали большое количество портретных зарисовок, батальных и жанровых набросков, несколько акварельных рисунков и этюдов, написанных маслом. Основной задачей бригад, выезжавших на фронт, была подготовка материала для выставки, приуроченной к XXV-летию РККА. На выставку художники представят серию фронтовых рисунков и картин.
+ + + + + + + + +
Источник: «
Литература и искусство» №5, 30 января 1943 года # Н.Вирта.
Сталинград || «Правда» №27, 27 января 1943 года
# К.Симонов.
"Сталинград" || «Красная звезда» №59, 12 марта 1943 года
# В.Величко.
Шестьдесят вторая армия || «Правда» №31, 31 января 1943 года
# Евг. Долматовский.
Сталинград. Кольцо сжалось || «Правда» №27, 27 января 1943 года