Фронтовые листовки || «Литература и искусство», 16 января 1943 года

Aug 06, 2018 23:00




Работа во фронтовой печати ставит перед писателем чрезвычайно разнообразные задачи, заставляет его непрерывно искать новые и новые формы агитации средствами художественной литературы.

Особенно много внимания в последнее время уделяется листовкам, выпускаемым для бойцов огромными тиражами, иллюстрированным фотографиями и рисунками. Тексты к ним, подписные и анонимные - в стихах и прозе - пишут многие видные наши писатели и поэты. Создаются специальные жанры листовок, например, стихотворный фельетон, лозунг, коротенький рассказ, притча, быль. Появляются целые серии художественных листовок, об'единённые одним героем, - своего рода поэмы в отдельных главах или эпизодах. В этом отношении несомненный интерес представляет «Заветное слово Фомы Смыслова русского бывалого солдата» С.Кирсанова.

«Заветное слово» - это ряд монологов старого солдата, участника войны 1914 года, обращённых к молодым бойцам (о чести воинской, о борьбе с диверсантами и провокаторами; одна из последних листовок говорит о переходе Красной Армии в наступление).

Сами по себе такого рода образы не новы в нашей военной литературе: еще во время войны с белофиннами в красноармейской среде был популярен образ Васи Гранаткина, сейчас разработан образ Гриши Танкина (в газете «Красноармейская правда») и другие. Своеобразие листовок о Смыслове в том, что Кирсанов использовал здесь старинную форму русского стиха - раёшник.

«Многие дни и недели мы в блиндажах да в окопах сидели, говорили между собой - эх, когда ж наступательный бой! Началось, поспело наше заветное дело. Да, ребятушки, началось, наступило времячко это, возвестила атаку огневая ракета, заметалась Германия вкривь и вкось, затрещала немецко-фашистская ось!».

Значительно более свободная, чем обычный стих, в то же время приподнятая сравнительно с прозой форма раёшника очень близка к народной речи, органически включает в себя пословицы, поговорки, позволяет дать разносторонний речевой облик героя.

С.Кирсанов широко и свободно использует эти возможности раёшника. Он у него гибок, выразителен, афористичен: «Смелого трус подводит. За трусом и враг проходит», «Важна смелость, да нужна и умелость», «Гони гада от Сталинграда», «Держаться в бою за землю свою», «Пошла мина - нет румына», «Началось заветное дело - гнать врага из родных пределов» - таких легко запоминающихся простых и понятных формул в монологах Смыслова разбросано множество. Агитационное значение их несомненно.

Не всё, конечно одинаково удачно. Вряд ли надо вводить в текст такого рода словечки, как «жисть», «вылазят» и т.п., это лишь засоряет язык. Иногда С.Кирсанов злоупотребляет короткими строками, рассчитывая на рифму. Но в раёшнике важна смысловая законченность строки, а в таких строках, как «Сделай вывод. А ты вот, друг конопатый, решил воевать без лопаты», - читатель может сбиться.

Фома Смыслов «бывал в кромешном огне и в прошлой русско-германской войне». Он - «участник брусиловского похода, рождения девяносто седьмого года». Его беседы имеют значение прежде всего как выражение боевого опыта русского солдата. В большинстве из них затронуты основные вопросы борьбы («За власть советов», «Немцем меньше - победа ближе», «Не так страшен чорт, как его малюют», «О чести воинской»). Это придает произведению политическую остроту. Но кому, как не Фоме Смыслову следовало бы в простой, легко запоминающейся, понятной форме раёшника дать молодому бойцу и ряд практических советов, относящихся к конкретным сторонам боевой жизни. В слове о чести воинской он говорит, например, о том, как важно чистить винтовку, но делает это мимоходом:

«Гляжу это я на тебя, товарищ, видать, котелком недурно варишь. А я вот гляжу и вижу в дульном отверстии ржу. А кто не почистит, не смажет, - тому винтовка в бою откажет!».

Выбранная С.Кирсановым форма легко может быть применена и к конкретным вопросам боевой жизни. Её основное преимущество в чрезвычайной ёмкости, в доступности и оперативности.

Всё возрастающая популярность листовок в нашей армии, многочисленные письма бойцов, высказывающих пожелания прочитать в листовке о том или ином событии, о замечательных подвигах на фронте и в тылу, о сегодняшней жизни страны, свидетельствуют о значении этой формы агитации. Художественные листовки обладают огромной воспитательной силой. И в работе над ними должны принять творческое участие ещё более широкие круги наших мастеров слова. || Л.Тимофеев.

+ + + + + + + + +

Источник: « Литература и искусство» №3, 16 января 1943 года

# И.Эренбург. За человека! || «Красная звезда» №96, 24 апреля 1943 года
# А.Толстой. Русские люди и немецкая неволя || «Красная звезда» №113, 15 мая 1943 года

«Литература и искусство», 1943, январь 1943, зима 1943

Previous post Next post
Up