Готовность номер один || «Известия» 15 мая 1943 года

Jul 05, 2018 18:00




Ветренный майский день подходит к концу. Медленный закат позолотил тонкий край облака, проплывающего над аэродромом. Стихает порывистый ветер.

Младший лейтенант Бизяев выходит из землянки и направляется к самолёту, стоящему возле взлётной площадки. Бизяев одет в синий летний комбинезон. В руках у него кожаный шлем с длинными проводами радионаушников.

Возле самолёта его встречают техник и оружейник. Он обменивается с ними двумя-тремя фразам. Надев парашют и став сразу после этого неуклюжим, лётчик взбирается на крыло истребителя и, отодвинув прозрачную, полукруглую крышу кабины, садится в машину.

Через секунду из самолёта, откуда-то из самых недр его доносится глухое урчанье электромотора. Трёхлопастной винт приходит в движение. Он вращается всё быстрее и быстрее, как бы подгоняемый усиливающимся рёвом мощного мотора. Самолёт слегка покачивается. Ему трудно устоять на месте. Розовые блики заката отражаются, как в зеркале, в сверкающем круге винта.

Техник стоит возле самолёта, слушая знакомый во всех оттенках голос мотора. Пилот то прибавляет, то убирает газ. Он пробует мотор на малых и на больших оборотах. Далеко позади самолёта взлетает над землей оброненная кем-то газета. Пригибается под сильной струёй воздуха весенняя светлозелёная травка.

Опробовав мотор, прогрев его как следует, пилот выключает зажигание. Сразу наступает удивительная тишина. Слышно, как где-то под самым облаком прощается с солнцем жаворонок. Далеко, на противоположном краю аэродрома беззвучно приземляется едва различимый в сгустившихся сумерках связной «У-2».

Бизяев сидит в кабине самолёта. Концы проводов, идущих от наушников его шлема, присоединены к радиоприемнику. К горлу пилота прижаты эластичные пластинки ларингофона. Бизяев негромко произносит: «Я - ландыш номер один. Хорошо меня слышите?» Он дважды повторяет этот вопрос. Ответ приходит сразу. В наушниках звучит знакомое: «Я - тюльпан. Слышу вас хорошо».

Связь с командным пунктом полка проверена. Теперь остается проверить показания приборов. Пилот включает свет в кабине. Перед ним на доске приборов качаются, передвигаются с места на место, вздрагивают от прикосновения его руки к кнопкам и рычагам белые, красные, оранжевые стрелки на чёрных циферблатах.

Итак, всё в полном порядке. Можно взлетать.

Лётчик откидывается на спинку сиденья и снимает ноги с педалей. Так сидит он, положив руки на рычаг управления, провожая взглядом неторопливо уходящее на запад, вслед за солнцем, теперь уже потемневшее облако.

Проходит час. Ничто на аэродроме не предвещает близкого старта. Техник и оружейник разостлали на траве возле самолёта брезент и сидят, негромко разговаривая о чем-то.

Ещё один час уходит в ночь. Стало совсем темно. Контуры истребителя сливаются с тёмной стеной соснового леса, окаймляющего аэродром.

Бизяев сидит в кабине самолёта. Он находится в состоянии готовности номер один. Это значит, как только в его наушниках прозвучат слова: «В воздух!» - истребитель будет уже над аэродромом и пойдёт в атаку. Это значит, что пилот и его скоростная машина готовы к бою в любую секунду, и в любую секунду могут встретить грудью врага и преградить ему дорогу к городу.

В тот час, когда Бизяев и четверо его друзей в машинах, стоящих в один ряд возле взлётной полосы, находится в состоянии готовности номер один, город отдыхает после трудового дня.

Такое же небо простирается и над этим будто крепко уснувшим аэродромом. Люди, оберегающие с воздуха подступы к городу, бодрствуют, руки их лежат на рычаге управлении, воля и внимание их напряжены и собраны для боя.

Днём и ночью, сменяя друг друга, пилоты сидят в кабинах истребителей. Дежурные эскадрильи, находящиеся в состоянии готовности номер один, стерегут воздушные рубежи.

В то время как ночные эскадрильи стоят у взлётной полосы, в землянках отдыхают лётчики, чей день прошёл в неменьшем напряжении.

Сегодня, как обычно, проведены были разнообразные тренировочные полёты. Лётчик, подобно музыканту, должен непрерывно тренировать себя, чтобы в решающие минуты воздушного боя быть во всеоружии своего лётного мастерства. Поэтому не только молодёжь полка, но и опытные лётчики, украсившие кабины своих самолётов пятью-семью звёздами по количеству сбитых вражеских машин, проходят ежедневную тренировку. Она органически входит в то состояние готовности номер один, которое несовместимо с малейшим ослаблением боевой выучки.

Ровно в полдень ушли в воздух две эскадрильи истребителей. Одну из них возглавил Герой Советского Союза капитан Горбатюк, другую - капитан Поляков. Обе эскадрильи получили задание пройти по маршруту и в определённый час над заранее условленным пунктом встретиться и провести воздушный бой.

Полёт по маршруту прививает лётчику навыки точной ориентировки, доведённой до такой степени, когда он, не глядя на карту, мгновенно определяет своё место. Обстановка воздушного боя требует такой способности ориентироваться на местности, при которой не будет зря потрачено ни одной секунды на определение пункта, оказавшегося под крылом самолёта.

Штурман полка майор Федотов, сидя в землянке командного пункта, наблюдал за полётом двух эскадрилий. Перед ним лежала карта маршрута, и, слушая краткие донесения экипажей, спрашивая их по радио, он следил за выполнением боевого задания, отмечая каждый промах, каждую неточность, скрыть которую никак невозможно при наличии радиосвязи с каждым самолётом.

Первая часть полёта прошла почти безукоризненно. Все самолёты выполнили задание по маршруту на заданной высоте и в точные сроки. Штурман ждал с нетерпением момента встречи эскадрилий над населённым пунктом. Здесь им предстояло провести групповой воздушный бой.

Стрелка часов подошла к часу дня.

- Через пять минут они должны встретиться, - сказал Федотов, прислушиваясь к шелесту репродуктора.

Прошло пять минут. Под низкими сводами землянки прозвучало спокойное: «Я - ландыш номер два. Вижу справа противника. Атакую».

- Молодец Поляков! - воскликнул штурман.

Он отчётливо представил себе начало завязавшегося боя. Первым увидел противника Поляков. Он повел в атаку свою эскадрилью. У него уже большое преимущество перед Горбатюком. Кто первым увидит в воздухе противника, тот даже при совершенно равных силах уже получил преимущество в бою. Он выиграл секунду-другую, он атакует первым.

Горбатюк провёл этот бой столь же хорошо, как и его «противник», штурман полка не усмотрел в его действиях никаких погрешностей, но победителем признан был Поляков. Он первым увидел противника. Восемь минут длилась воздушная схватка над населённым пунктом. Все самолеты правильно вышли из боя и точно по маршруту вернулись на аэродром.

На обратном пути обе эскадрильи провели ещё штурмовку наземных целей. Самолёты один за другим заходили на цель, представлявшую собой макеты самолётов. В задачу стрельбы по наземным целям входило поражение трёх макетов на «отлично» и двух макетов на «хорошо». На этот раз штурман не мог выделить какую-либо из двух эскадрилий. Обе они одинаково хорошо выполнили задание.

После небольшой передышки, во время которой техники и оружейники осмотрели машины, заправили их горючим, пополнили боезапас, лётчики снова заняли свои места в кабинах и провели учебные полёты со стрельбой по конусу и одиночным воздушным боем. Это была тренировка на точность стрельбы в различных положениях, с разных дистанций и целый каскад фигур высшего пилотажа. Это была подготовка личного состава полка к тому состоянию готовности номер один, которое возможно только при условии непрерывной тренировки.

…День и ночь у взлетной площадки аэродрома стоят эскадрильи истребителей, готовые по первому сигналу уйти в воздух и вступить в бой с вражескими самолетами. В кабинах скоростных машин бодрствуют люди. Время от времени тишину аэродрома разрывает рёв мотора. Самолёты стоят неподвижно на месте. Лётчики прогревают моторы. Машины должны быть готовы в любую минуту к бою. Самолёт и его командир стоят на вахте в состоянии готовности номер один. || И.Осипов, специальный корреспондент «Известий». ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, Н-СКИЙ АЭРОДРОМ.

+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +




+ + + + + + + + +

Источник: «Известия» №113, 15 мая 1943 года

# А.Первенцев. Мы - русские! || «Известия» №122, 26 мая 1943 года
# А.Толстой. Русские люди и немецкая неволя || «Красная звезда» №113, 15 мая 1943 года

весна 1943, советская авиация, 1943, газета «Известия», май 1943

Previous post Next post
Up