Легенда о Гагарине и секреты Байконура

Apr 12, 2011 12:54


Пьер Авриль (Pierre Avril), ("Le Figaro", Франция)


Свежевыкрашенный аккуратный домик с зеленой крышей резко выделяется среди засушливых пейзажей казахской степи. Внутрь уже с самого утра проникает теплое апрельское солнце. В спальне стоит кровать Гагарина с голубым покрывалом и белоснежными подушками. Рядом - круглый столик, покрытый клеенкой с цветами. Под стеклом - передовица ежедневной газеты «Советская Россия» от 14 апреля 1961 года. И на всех стенах - фотографии героя СССР, ныне покоящегося у Кремлевской стены: Юрия Алексеевича Гагарина. Для любого космонавта, отправляющегося на Международную космическую станцию, посещение домика на Байконуре, где первый советский космонавт провел свои последние дни на планете Земля, остается обязательным пунктом программы.

31 марта 2011 года, накануне 1768-го запуска космического корабля Союз в память о первом пилотируемом космическом полете, член экипажа, американец Рональд Гаран (Ronald Garan), с удовольствием его выполняет. И задерживается у архивных документов этой блаженной эпохи освоения космоса. «Для меня это огромная честь - участвовать в праздновании юбилея 12 апреля 1961 года. Это день, когда человечество почувствовало, что больше не ограничено рамками Земли, и стало другим», - восхищается ясноглазый космонавт из НАСА.

Говорят, что он катапультировался из космического корабля

Сегодня Вашингтон и Москва вместе празднуют это событие. Однако в апреле 1961, когда политическое превосходство было напрямую связано с укрощением космоса, две великих державы были противниками. Юрий Гагарин, сын плотника и доярки из Смоленской области (что на западе России), был всего лишь пешкой в шахматной партии, выходившей за пределы его понимания. Из 3641 кандидатов в космонавты предварительный отбор прошел этот 27-летний лейтенант, пилот-истребитель, а затем он соревновался за это место с Германом Титовым.

На стол Никите Хрущеву, который должен был сделать выбор, легли фотографии и биографии двух кандидатов, однако он все же не решился принять окончательное решение. «Оба мне понравились, решайте сами», - сказал он. И выбран был Гагарин, любимец Сергея Королева, конструктора космического корабля «Восток». Сам же Гагарин узнал об этом решении… за два дня до полета. Официальное новостное агентство ИТАР-ТАСС подготовило три сообщения: в первом говорилось об успешном полете и присвоении Гагарину офицерского звания. Второе упоминало о вынужденной посадке космического корабля на весьма отдаленном расстоянии от Байконура и призывало правительства всех стран способствовать возвращению космонавта в СССР. В третьем сообщалось о трагической смерти первого космонавта.

К счастью, уже 13 апреля на первой странице газета «Правда» имела возможность рассказать о почестях и славе, доставшихся новому герою советской Родины. Однако на протяжении долгого времени СССР будет скрывать все вышедшие из-под контроля обстоятельства первого пилотируемого полета. Гагарин вышел на орбиту на сто километров дальше, чем предполагали расчеты. При возвращении, за 10 минут до того, как вернуться в атмосферу, корабль начал переворачиваться со страшной скоростью - один оборот в минуту, - а потом, при вхождении в контакт с плотными слоями атмосферы, провода начали гореть. Гагарин заметил следы плавящейся металлической обшивки фюзеляжа в иллюминатор. Но все же космонавт более или менее успешно приземлился под Саратовом, в 400 км от места, предусмотренного ранее. Для того, чтобы подвиг засчитало международное космическое сообщество, в Москве долгое время утверждали, что Гагарин приземлился на борту своего корабля.

Напряженное соревнование

Для кремлевского руководства, которое было в курсе всех технических недостатков «Востока» еще до полета, эти детали были второстепенными. Главное было обогнать Америку, которая готовилась направить в космос свой пилотируемый корабль «Mercury». И эта миссия была выполнена - Алану Шепарду (Alan Shepard) пришлось ждать полета в космос до 5 мая. Россия раскрывала эти государственные секреты и обман постепенно, сначала после падения Берлинской стены, затем совсем недавно, после публикации книги Антона Первушина «108 минут, которые изменили мир». Буквально вчера российские власти вновь рассекретили некоторые документы, свидетельствующие, в опровержение ходивших тогда слухов, о смерти Гагарина в результате несчастного случая 27 марта 1968 года, - в тот момент он управлял истребителем МИГ.

Пятьдесят лет спустя Михаил Корзун вспоминает о весьма плодотворной и насыщенной, но без тени эйфории атмосфере, которая царила в часы, предшествовавшие легендарному взлету. Бывший авиакосмический инженер, которому было тогда 22 года, работал на станции радиоуправления, дистанционно отслеживавшей и корректировавшей траекторию полета. «Что я запомнил о 12 апреля, так это контраст между огромностью события и прозаическим и рутинным характером нашей задачи. В тот день я работал так же, как тогда, когда мы запускали в космос собак или манекенов.

Полковник из нашего отдела просто очень кратко сказал нам: «Сегодня состоится полет пилотируемого аппарата, пилота зовут Юрий Алексеевич Гагарин». Вот и все. Три дня, которые последовали за полетом, страна праздновала, люди ликовали, но только в 1990-е годы я понял всю напряженность российско-американского соревнования». За столиком кафе в центре Москвы, недалеко от Военной Академии, этот худой и энергичный человек, которому сейчас 72 года, рассказывает о трех годах, прожитых на Байконуре в 1960-е годы, как о самых прекрасных в его карьере, но говорит и о обо всех тех, совершенно не упоминавшихся в советской прессе, полетах, в которых погибли собаки. «Именно на Байконуре я получил всю эту жизненную энергию», - признается Михаил Корзун.

Череда неудач

Сегодня ему сложно было бы прийти к таким же выводам. Если на российской базе и в мастерских сохраняются настроения первопроходцев и параноидальное отношение к иностранным посетителям, то сам город никак не может оправиться после распада СССР. Портрет Гагарина висит над «Центральной гостиницей» на площади Ленина, однако влиятельные чиновники нынешнего режима его не видят. Они предпочитают останавливаться в гостинице «Спутник», где сервис уже не такой советский. Большинство студентов Московского авиационного института, который находится на проспекте Гагарина, - казахи. Они мечтают сделать карьеру в банке, где зарплаты в три раза выше, а не в космической отрасли, бюджет которой продолжает сокращаться.

«В советские времена нашему космическому опыту завидовали, однако мы не смогли создать систему, которая поощряла бы людей идти в космонавты, в частности, в том, что касается материального обеспечения. К сожалению, эта памятная дата заставила нас осознать наше отставание, в частности по отношению к таким странам, как Китай или Индия», - сожалеет Юрий Геннадьевич, заместитель директора Института. В последние месяцы космическое агентство Роскосмос преследовала череда неудач, в частности, падение в декабре трех российских спутников «Глонасс». Памятный полет «Союза» в честь Гагарина 5 апреля 2011 года тоже вполне мог не состояться. Глава агентства Анатолий Перминов вскоре будет снят со своей должности.

По этому случаю Владимир Путин обещает дать новый старт космической отрасли. Премьер-министр объявил о начале строительства нового космодрома в Восточном, на российском Дальнем Востоке, откуда в 2018 году может быть запущен первый корабль с людьми на борту. «Ежегодно в нашей стране осуществляется 40% мировых запусков космических аппаратов. Мы в состоянии увеличить эту цифру на 5-10% в ближайшем будущем», - уточнил он. И пусть эти заявления специалисты считают запоздалыми, пусть они вызывают у них множество вопросов, неважно: сегодня легенда о Гагарине жива, а людям космоса, которые витают в облаках, наверное, сложнее всего запретить мечтать.

Источник: "Голос России".

___________________________________________________
Интимные увлечения Гагарина ("The Guardian", Великобритания)
Уроки советской мечты ("The Guardian", Великобритания)
C тайнами Гагарина покончено! ("Time", США)
Русские поразили наше воображение ("The Times", Великобритания)
Гений ракет в тени Юрия Гагарина ("The Observer", Великобритания)
Похвальное слово... Юрию Гагарину ("The Guardian", Великобритания)
Гагарин: Кто я - первый человек или последняя собака ("Челнинская неделя", Набережные Челны)

космос, Анатолий Перминов, Гагарин, Хрущев, Байконур, 1961, le figaro

Previous post Next post
Up