Гитлер - герой войны?

Aug 18, 2010 13:06


Далия Олбердж (Dalya Alberge), "The Guardian", Великобритания.

В не публиковавшихся ранее письмах и дневниках солдат полка Листа Гитлер предстает замкнутым человеком, предметом насмешек и «тыловой крысой»


Новые исторические исследования показывают: ярый антисемитизм и ультранационализм Адольфа Гитлера не был прямым следствием его опыта в годы Первой мировой войны, когда он воевал на Западном фронте. Среди новых документов, ставящих под сомнение традиционные представления о том, как мировой конфликт повлиял на взгляды будущего диктатора - никогда не публиковавшиеся письма и дневник ветеранов полка, в котором он служил.

Эти документы опровергают созданный впоследствии Гитлером миф о том, что для солдат его полка - он назывался по имени командира «полком Листа» - были характерны поголовная нетерпимость и антисемитизм, а сам он был «героем в их среде». Они также ставят под сомнение общепринятую версию о том, что он воевал храбро: как выясняется, солдаты, служившие на передовой, считали его «тыловой крысой», обосновавшейся в нескольких милях от линии огня. Из писем также явствует, что однополчане потешались над Гитлером, говоря, что он и на консервном заводе умрет от голода, потому что не умеет вскрыть банку с тушенкой штыком. Для сослуживцев из полкового штаба он был нелюдимым, замкнутым человеком, к которому не относились ни положительно, ни отрицательно. Солдаты замечали, что в свободное время - когда все остальные писали письма домой или пили - Гитлер читал политическую литературу и рисовал, за что заслужил прозвище «художник» и «живописец». Кроме того, по мнению товарищей, он подчеркнуто пресмыкался перед начальством.

Пожалуй, ни одна историческая личность не пользовалась таким вниманием ученых, как нацистский фюрер, однако доктору Томасу Веберу (Thomas Weber), преподающему новую и новейшую историю в Абердинском университете и изучившему архивы полка Листа, удалось добыть новые факты. По словам Вебера, биографы Гитлера основывались на сведениях, распространявшихся самим фюрером и нацистской пропагандой: «Поскольку в годы Первой мировой войны он был простым солдатом, «пухлого досье» на него никто не составлял. А копать глубже эти авторы не стали».

В Баварском военном архиве Вебер обнаружил документы, которые до него никто не видел почти девяносто лет. Кроме того, ему удалось найти не публиковавшиеся письма, досье на членов НСДАП и проследить биографии евреев, служивших в полку Листа.

На фронте Гитлер был связным, но, вооруженный новыми источниками, Вебер осознал, что прежде историки не проводили различия между связными из штаба полка, не подвергавшимися особой опасности, и ротными или батальонными связными, которым приходилось доставлять донесения в окопы под огнем. Будущий фюрер относился к первой категории: он служил в штабе полка, в нескольких милях от передовой, и жил в относительно комфортабельных условиях.

В письмах с фронта Алоиз Шнельдорфер (Alois Schnelldorfer), тоже служивший в штабе полка Листа, так рассказывал родителям о своих обязанностях: «сижу в кресле и делаю звонки - как телефонная барышня». Он также подтверждает представление фронтовиков о том, что штабные снабжались лучше, чем «окопники»: «Я могу выпить литр пива, устроившись под тенистым каштаном».

О знаменитой награде Гитлера - Железном кресте первой степени, которым нижних чинов награждали очень редко - Вебер говорит: этот орден зачастую получали те, кто непосредственно контактировал со старшими офицерами, то есть штабные, а не солдаты боевых подразделений. Кроме того, найденные им материалы, в частности, дневник одного из солдат полка Листа, - еврея по национальности - говорят о том, что антисемитизм в этой части распространен не был.

К Железному кресту Гитлера представил полковой адъютант - еврей Гуго Гутман (Hugo Gutmann). Вебер установил: когда в 1937 году Гутмана арестовало Гестапо, именно ветераны полка Листа спасли его от гибели. Гутман, в частности, упоминает тюремного охранника, помогавшего ему, рискуя головой. Бывший адъютант поясняет: «Будучи добрым католиком, он презирал нацистов». Еще один бывший однополчанин помог Гутману бежать в Америку.

Вебер также нашел данные, говорящие о том, что «вопреки утверждениям всех биографов Гитлера, после окончания Первой мировой ветераны полка Листа отнюдь не оказывали ему единодушной поддержки». В частности, в не публиковавшейся открытке, относящейся к 1934 году, один поклонник фюрера жалуется, что в 1922 году однополчане отказывались с ним общаться. Мало кто из фронтовиков, служивших в полку, вступил в нацистскую партию, хотя несколько человек из бывших штабных сделали там неплохую карьеру.

Вебер делает вывод: крайне националистические и антисемитские взгляды Гитлера - работавшего после окончания войны на левое правительство - сформировались в результате послевоенного и послереволюционного политико-экономического кризиса в Германии.

Результаты его исследований будут опубликованы в сентябре в виде книги «Первая война Гитлера» (Hitler's First War), которую готовит к печати издательство Oxford University Press.

Профессор Иэн Кершоу (Ian Kershaw) - один из ведущих биографов Гитлера - высоко отозвался об этой работе, ставящей «интересные вопросы». Еще один видный историк - профессор Конан Фишер (Conan Fischer) - отмечает: «Вебер нашел целый клад новых данных».

Источник: "Голос России".

_________________________________________________________
Адольф Гитлер - телезвезда ("The Times", Великобритания)
Я был шофером Гитлера и сжигал его тело ("The Daily Mail", Великобритания)
Нацисты - похитители Рождества ("The Independent", Великобритания)
Споры вокруг черепа Гитлера побуждают Россию ("The Times", Великобритания)
Проклятие «Мерседеса» Гитлера ("The Guardian", Великобритания)
В Европе идет новая битва - битва за историю ("The Guardian", Великобритания)
Оскал смерти: челюсти Гитлера ("The New York Times", США)

the guardian, Гитлер

Previous post Next post
Up