Люк Хардинг, Кейт Конноли, "The Guardian", Великобритания.
Демонстрируя свою потрясающую коллекцию классических автомобилей, Дмитрий Ломаков объясняет, почему русские так любят машины с «нацистским прошлым»: «Это символы нашей победы. Для русских Вторая мировая - не история. Для нас она закончилась только вчера». Ломаков - директор московского музея ретроавтомобилей; в его собрании есть три раритетных машины, принадлежавших высокопоставленным нацистам. «Покупая машину, принадлежавшую нацистскому бонзе, ты словно показываешь Гитлеру комбинацию из трех пальцев», - рассказывает он.
Слева от входа в музей стоит «Мерседес-Бенц 540K», принадлежавший Йозефу Геббельсу; эту машину, ржавевшую на дачном участке в советской Латвии, в 1972 г. обнаружил и купил отец Ломакова. Недалеко поражает своими зализанными очертаниями лимузин «Хорьх-853»: на нем когда-то ездил Герман Геринг. Рядом расположился довольно скромный «Мерседес-Бенц 320» Мартина Бормана, на котором личный повар рейхсляйтера
перевозил мешки с картошкой.
Кроме того, на этой неделе пришло известие: некий российский коллекционер стал обладателем «трофея номер один» - темно-синего «Мерседеса 770K» из личного гаража Гитлера. На этом пятитонном бронированном автомобиле - номерной знак 1A 148461 - нацистский фюрер разъезжал по Европе в годы второй мировой войны (сохранились фотографии, на которых он стоит в этом лимузине в окружении восторженной толпы, кричащей «Зиг хайль!»).
Продал машину коллекционеру Михаэль Фрелих (Michael Fröhlich) - торговец антикварными автомобилями из Дюссельдорфа. По его словам, загадочный русский приобрел еще пять автомобилей подобного класса - из них четыре принадлежали лидерам Третьего рейха, в частности министру иностранных дел Иоахиму фон Риббентропу. Фрелих отказывается называть стоимость покупки, но поясняет: зная, что сделки с нацистскими артефактами воспринимаются неоднозначно, а порой и признаются противозаконными, он для «подстраховки» проконсультировался с судебными властями. «Меня заверили, что уголовного дела против меня не возбудят, если на машине нет нацистской символики, но все свастики с нее убрали давным-давно».
Ломаков комментирует: «По словам Фрелиха, ему известно, кто этот загадочный русский, но называть имя он не хочет. Возможно этот человек купил машину Гитлера из патриотических соображений, или в качестве помещения денег». По словам Ломакова, немцы и сегодня испытывают неловкость из-за мрачного прошлого своей страны. Русские же напротив, с удовольствием фотографируются рядом с экспонатами из нацистской эпохи, принимая горделивые позы римских триумфаторов: «Свастики нас не смущают. Для нас война - это не что-то далекое. Мы выросли рядом с ней. У каждого кто-то из родных воевал с нацистами».
Красноармейцы возвращались домой богатой добычей - картинами, коврами, мебелью, посудой и другими «трофеями». Летом-осенью 1945 г. в разрушенном войной СССР появились тысячи немецких машин и мотоциклов. Победители привезли на родину даже челюсть Адольфа Гитлера. Сегодня многие из вещей, принадлежавших «верхушке» Третьего рейха, можно увидеть в московском Музее вооруженных сил: там, например, выставлен китель Гитлера и его нарукавная повязка со свастикой. А недавно российская спецслужба ФСБ извлекла из архивов и выставила на всеобщее обозрение фуражку нацистского фюрера.
«Мотор» Геббельса русские солдаты обнаружили в его поместье под Берлином. В 1947 г. автомобиль оказался в СССР. Отец Ломакова Саша выкупил его у вдовы первого секретаря компартии Латвийской ССР. «Машина была в ужасном состоянии», - вспоминает директор музея.
Зарубежные машины в Советском Союзе были редкостью. Лишь после крушения коммунизма Борис Ельцин разрешил ввоз в страну иномарок. В последние годы коллекционеров классических автомобилей в России становится все больше - богатые «новые русские» готовы выкладывать миллионы за эти шедевры немецкой инженерной мысли.
Семья Ломаковых собирает ретроавтомобили больше 40 лет: в их коллекции насчитывается более 120 машин и мотоциклов. Они участвовали в съемках целого ряда фильмов. Музей может похвастаться также советскими лимузинами «ГАЗ» и американскими мотоциклами. «У Гитлера было несколько «Мерседесов» семисотой серии. Для меня было бы честью иметь один из них в качестве трофея. Возможно, я даже поставил бы его в отдельный гараж», - размышляет Ломаков.
Фрелих - в его послужном списке есть и сделки машинами, принадлежавшими другим известным людям, например, Чарли Чаплину и Грете Гарбо - проследил историю гитлеровского лимузина начиная с того момента, когда вскоре после войны он был продан в Австрии за 2000 рейхсмарок. Позднее машина оказалась в подвалах отеля Imperial Palace в Лас-Вегасе, а затем пополнила коллекцию пивовара-миллиардера из Мюнхена. В конечном итоге его вдова продала гитлеровское авто вместе с другими машинами нацистской эпохи одному коллекционеру из Билефельда, который держал их в своем гараже. По словам Фрелиха, не следует думать, будто человек, купивший у него «Мерседес» - поклонник нацизма: «Все знают, что такие автомобили дешеветь не будут. На сегодняшний день это самое надежное вложение капитала». В то же время он предупреждает - возможно над машиной тяготеет проклятие: «Каждый, кто становился владельцем этого «Мерседеса», вскоре умирал - включая самого Гитлера».
Источник: "
Голос России".
__________________________________________
Оскал смерти: история с челюстями Гитлера ("The New York Times", США)
Как мы стали братьями Гитлера ("Gazeta Wyborcza", Польша)
Автомобилисты против Кремля ("The New York Times", США)
Судьба демократии ("The Guardian", Великобритания)