«Мерседес» Гитлера - трофей номер один для российского коллекционера

Nov 29, 2009 21:25


Люк Хардинг, Кейт Конноли, "The Guardian", Великобритания.


Демонстрируя свою потрясающую коллекцию классических автомобилей, Дмитрий Ломаков объясняет, почему русские так любят машины с «нацистским прошлым»: «Это символы нашей победы. Для русских Вторая мировая - не история. Для нас она закончилась только вчера». Ломаков - директор московского музея ретроавтомобилей; в его собрании есть три раритетных машины, принадлежавших высокопоставленным нацистам. «Покупая машину, принадлежавшую нацистскому бонзе, ты словно показываешь Гитлеру комбинацию из трех пальцев», - рассказывает он.

Слева от входа в музей стоит «Мерседес-Бенц 540K», принадлежавший Йозефу Геббельсу; эту машину, ржавевшую на дачном участке в советской Латвии, в 1972 г. обнаружил и купил отец Ломакова. Недалеко поражает своими зализанными очертаниями лимузин «Хорьх-853»: на нем когда-то ездил Герман Геринг. Рядом расположился довольно скромный «Мерседес-Бенц 320» Мартина Бормана, на котором личный повар рейхсляйтера перевозил мешки с картошкой.

Кроме того, на этой неделе пришло известие: некий российский коллекционер стал обладателем «трофея номер один» - темно-синего «Мерседеса 770K» из личного гаража Гитлера. На этом пятитонном бронированном автомобиле - номерной знак 1A 148461 - нацистский фюрер разъезжал по Европе в годы второй мировой войны (сохранились фотографии, на которых он стоит в этом лимузине в окружении восторженной толпы, кричащей «Зиг хайль!»).

Продал машину коллекционеру Михаэль Фрелих (Michael Fröhlich) - торговец антикварными автомобилями из Дюссельдорфа. По его словам, загадочный русский приобрел еще пять автомобилей подобного класса - из них четыре принадлежали лидерам Третьего рейха, в частности министру иностранных дел Иоахиму фон Риббентропу. Фрелих отказывается называть стоимость покупки, но поясняет: зная, что сделки с нацистскими артефактами воспринимаются неоднозначно, а порой и признаются противозаконными, он для «подстраховки» проконсультировался с судебными властями. «Меня заверили, что уголовного дела против меня не возбудят, если на машине нет нацистской символики, но все свастики с нее убрали давным-давно».

Ломаков комментирует: «По словам Фрелиха, ему известно, кто этот загадочный русский, но называть имя он не хочет. Возможно этот человек купил машину Гитлера из патриотических соображений, или в качестве помещения денег». По словам Ломакова, немцы и сегодня испытывают неловкость из-за мрачного прошлого своей страны. Русские же напротив, с удовольствием фотографируются рядом с экспонатами из нацистской эпохи, принимая горделивые позы римских триумфаторов: «Свастики нас не смущают. Для нас война - это не что-то далекое. Мы выросли рядом с ней. У каждого кто-то из родных воевал с нацистами».

Красноармейцы возвращались домой богатой добычей - картинами, коврами, мебелью, посудой и другими «трофеями». Летом-осенью 1945 г. в разрушенном войной СССР появились тысячи немецких машин и мотоциклов. Победители привезли на родину даже челюсть Адольфа Гитлера. Сегодня многие из вещей, принадлежавших «верхушке» Третьего рейха, можно увидеть в московском Музее вооруженных сил: там, например, выставлен китель Гитлера и его нарукавная повязка со свастикой. А недавно российская спецслужба ФСБ извлекла из архивов и выставила на всеобщее обозрение фуражку нацистского фюрера.

«Мотор» Геббельса русские солдаты обнаружили в его поместье под Берлином. В 1947 г. автомобиль оказался в СССР. Отец Ломакова Саша выкупил его у вдовы первого секретаря компартии Латвийской ССР. «Машина была в ужасном состоянии», - вспоминает директор музея.

Зарубежные машины в Советском Союзе были редкостью. Лишь после крушения коммунизма Борис Ельцин разрешил ввоз в страну иномарок. В последние годы коллекционеров классических автомобилей в России становится все больше - богатые «новые русские» готовы выкладывать миллионы за эти шедевры немецкой инженерной мысли.

Семья Ломаковых собирает ретроавтомобили больше 40 лет: в их коллекции насчитывается более 120 машин и мотоциклов. Они участвовали в съемках целого ряда фильмов. Музей может похвастаться также советскими лимузинами «ГАЗ» и американскими мотоциклами. «У Гитлера было несколько «Мерседесов» семисотой серии. Для меня было бы честью иметь один из них в качестве трофея. Возможно, я даже поставил бы его в отдельный гараж», - размышляет Ломаков.

Фрелих - в его послужном списке есть и сделки машинами, принадлежавшими другим известным людям, например, Чарли Чаплину и Грете Гарбо - проследил историю гитлеровского лимузина начиная с того момента, когда вскоре после войны он был продан в Австрии за 2000 рейхсмарок. Позднее машина оказалась в подвалах отеля Imperial Palace в Лас-Вегасе, а затем пополнила коллекцию пивовара-миллиардера из Мюнхена. В конечном итоге его вдова продала гитлеровское авто вместе с другими машинами нацистской эпохи одному коллекционеру из Билефельда, который держал их в своем гараже. По словам Фрелиха, не следует думать, будто человек, купивший у него «Мерседес» - поклонник нацизма: «Все знают, что такие автомобили дешеветь не будут. На сегодняшний день это самое надежное вложение капитала». В то же время он предупреждает - возможно над машиной тяготеет проклятие: «Каждый, кто становился владельцем этого «Мерседеса», вскоре умирал - включая самого Гитлера».

Источник: "Голос России".

__________________________________________
Оскал смерти: история с челюстями Гитлера ("The New York Times", США)
Как мы стали братьями Гитлера ("Gazeta Wyborcza", Польша)
Автомобилисты против Кремля ("The New York Times", США)
Судьба демократии ("The Guardian", Великобритания)

the guardian, Гитлер

Previous post Next post
Up