Максим Трудолюбов, "The New York Times", США.
Уже несколько месяцев я нахожусь в Америке на стипендиальной программе, и здесь меня часто спрашивают о России. Правда, вопрос всегда один и тот же: об отношениях между Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым.
Если водитель такси обнаружит, что я русский, то он тут же спросит: «Слушайте, а все-таки, кто в России главный?» В беседе с профессором, начавшейся с обсуждения погоды, рано или поздно прозвучит сакраментальный вопрос: «Как, по вашему мнению, складываются отношения между премьер-министром и президентом?»
С членами американского Конгресса мне довелось встретиться всего трижды, но каждый раз неизменно задавался Вопрос. Те, кто внимательнее следит за ситуацией в России, формулировали его более изысканно: «Как так происходит, что два ваших лидера говорят противоположные вещи, но никаких признаков конфликта между ними нет,
по крайней мере, на поверхности?»
Как правило, я стараюсь избежать ответа на вопрос и говорю, что если кто-то утверждает, что у него есть точный ответ, особенно основанный на «инсайдерской информации», то ему не надо верить. Знают об этом только сами два лидера.
Но этот вопрос мне задают так часто, что я решил собрать некоторые очевидные факты и предложить несколько выводов. Все дело в том, что для Владимира Путина и Дмитрия Медведева граждане России - не избиратели, а зрители.
Лидеры России очистили политическое поле от какой-либо серьезной конкуренции. Выборы не особо их беспокоят. Они стремятся к легитимности иными способами. Они наблюдают за тем, как люди реагируют на новости, на телевизор и на их появления на публике. Они подбрасывают зрителям концепции, идеи и даже образы и ждут их реакции. То, что привлекает к себе внимание народа и представляет лидера в выгодном свете, остается в арсенале. Это выигрышные моменты. Невыигрышные снимаются с повестки дня.
Ключевое отличие между Путиным и Медведевым состоит в том, что они работают с разными аудиториями.
Аудитория Путина - это, главным образом, люди с низким и средним доходом, которых содержит государство, выплачивающее им зарплаты и пенсии. В этой группе хорошо представлены люди среднего и пожилого возраста, прожившие основную часть своей жизни в великой державе. Большинство из них регулярно смотрит телевидение.
База Медведева состоит из людей со средним и высоким доходом. Они живут в городах, ездят за рубеж и не зависят от государства. В этой группе хорошо представлены двадцати-тридцатилетние. Они не могут представить себе жизнь без рыночной экономики и современных технологий. Большинство из них не смотрит телевидение, зато широко пользуется Интернетом.
Еще одна важная часть аудитории Медведева - это международное сообщество. Президент Медведев работает «на экспорт»; слова премьер-министра Путина, даже произнесенные за рубежом, предназначены для внутреннего потребления.
Это грубая классификация. Две группы перекрываются. Среди аудитории Медведева встречаются пожилые, а среди аудитории Путина - молодые. Но две группы отличаются друг от друга. С этим и связаны отличия в комментариях Медведева и Путина по многим вопросам - отличия, которые могут показаться политическими, но в действительности являются тактическими.
По этой же причине между ними нет реального конфликта. По крайней мере, он не предусмотрен менеджерами «дуумвирата».
Ползучая реабилитация Сталина как «эффективного управленца», новые учебники, позитивно освещающие роль Сталина, разговоры о том, что нужно гордиться историей своей страны, - все это предназначено для путинского большинства.
Между тем, президент Медведев недавно заявил, что экономические достижения не могут служить оправданием политическим репрессиям, и что сталинские репрессии должны быть осуждены. Конечно, Медведев говорил это своей аудитории, а не путинской.
Путин поддерживает государственные компании, государственные корпорации и крупные компании, которые он считает стратегическими. Он не раз занимал жесткую позицию в отношении иностранных инвесторов. Напротив, Медведев часто говорит о необходимости привлечения иностранных инвестиций и создания благоприятного климата для западного капитала и технологий. В своем последнем обращении к нации он назвал государственные корпорации «безнадежными».
44-летний Медведев знает толк в современных технологиях, любит фотографировать и завел бы себе аккаунт на Facebook и Twitter, если бы не был публичной фигурой. Он принадлежит к поколению Интернета.
Взгляды Путина и Медведева могут казаться противоположными, потому что два политика стремятся удовлетворить чаяния двух разных социальных групп. Политика силы, гордость за всю российскую историю, жесткость в отношении иностранцев - все это выигрышные моменты для Путина. Осознание проблем страны и критическое отношение к роли государства в экономике - выигрышные моменты для Медведева.
Аудитория Путина шире, равно как и его ресурсная база. Именно поэтому Путин больше делает, чем говорит, а Медведев больше говорит, чем делает. Роль Медведева - умиротворять средний класс и успешных людей, уставших от неэффективности и коррупции органов власти. Но это не означает, что ему позволяется осуществлять свою программу. Ему дают возможность озвучивать и рекламировать ее, что порой равносильно критике политики, проводившейся Путиным в его бытность президентом (а это уже немалое достижение).
Почему? Аудитория Медведева увеличивается. Коррупция и некомпетентность государственных учреждений вызывает досаду у все большего числа людей. В то же время, число пользователей Интернета в России растет на 18-20 процентов в год.
Путин хорошо это понимает и не возражает против того, чтобы Медведев поднимал вопросы, постоянно обсуждающиеся в блогосфере и социальных сетях. Но Путин также знает, что его аудитория гораздо шире, и что для основной ее части главным источником информации и мнений является телевидение. Именно поэтому очень малая часть того, что говорит Медведев, может быть реализована. Ему поручено управлять дискуссией, а не действиями.
Лично мне близки комментарии Медведева. Но после стольких лет государственного пиара трудно сказать, верит ли он сам в то, что говорит. Если все всерьез, то Медведеву еще предстоит доказать, что его слова не расходятся с делом.
Максим Трудолюбов, редактор полосы «Комментарии» российской деловой газеты «Ведомости», является в настоящее время приглашенным научным сотрудником Йельского университета.
Источник: "
Голос России".
______________________________________________
Кто контролирует Россию? ("The New York Times", США)
В ожидании путинской реставрации ("The Times", Великобритания)
Как Медведев и Путин распределяют между собой роли ("L'Express", Франция)
Больше не кровные братья? ("The New York Times", США)
Послание Медведева: все срежиссировано «тандемом» ("Foreign Policy ", США)
Россия о двух лицах ("The Washington Post", США)
Кто пойдет на второй круг? ("The Financial Times", Великобритания)