«Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел»
(Ин 15:18)
Вот кажущийся парадокс истории. Православная страна рухнула, как только к власти впервые после многолетия светских царей пришёл подлинно православный Государь. Православный не по букве, а по духу, т.е. по самой своей сути. Царь, относящийся к своему царствованию как к тяжкому служению и пронёсший эту тяжесть до самого конца, вплоть до страшной кончины июльской ночью во влажной духоте Ипатьевского Дома. Царь, по своей воле оставшийся со своим истребляемым православным народом.
И этот парадокс, как сказано, лишь кажущийся. Всё дело в том, что православный по духу государь пришёл править в уже не православную по духу страну. Во всяком случае, не православную в лице подавляющего большинства своей правящей элиты: дворянства, крупных чиновников, купцов, финансистов... И в лице русской интеллигенции, конечно же, в которой не было совсем ничего русского. По названию православные, по названию русские, причащающиеся один-два раза в год «когда скажут», а не когда сердце велит. С какой болью чуть раньше говорили об оскудении веры в России наши святые Игнатий Брянчанинов и Иоанн Кронштадтский! И вот в такое до предела секуляризированное общество явился кроткий христианский Государь как живое напоминание о Христе, как образ устроения во Христе семейной жизни и общественного служения. Естественно, такой государь не мог не быть непонятым жившими иными ценностями своими подчинёнными, ближними и дальними. Вот откуда корни всеобщих «измены, трусости и обмана», охвативших Россию в страшное смутное время начала XX века.
O святии страстотерпцы,
гласу покаяния и стенанию народа нашего вонмите,
землю Российскую в любви к Православию утвердите,
от междоусобныя брани сохраните,
мир мирови у Бога испросите и душам нашим велию милость.
(Из тропаря Царственным Страстотерпцам)