Так сложилось, что троицкая родительская суббота, когда Церковь совершает память всех от века усопших православных христиан, в этом году совпала со скорбной памятью дня начала нашей Великой Отечественной войны. Самое время помолиться о душах христиан, преждевременно скончавшихся в военном лихолетье, с любовью произнеся имена тех, кого мы знаем, пусть и не лично.
Надобно от всего сердца, с любовью произносить эти слова, нося в душе те лица, имена коих поминаешь… Нехорошо пред лицем Божиим только перебирать языком имена тех, без участия и любви сердца… Великая разница между бесчувственным перечнем имен и между сердечным поминанием их.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Несмотря на бешеный официальный атеизм, советское общество в 1940-х годах ещё не было преимущественно атеистическим. Атеистами поголовно были деятели советской системы и коммунистической партии, но для широкой массы простого народа это было не так. Погром русской деревни тогда ещё не был завершён, и основная часть народа СССР являлась выходцами из села (численность городского населения превзойдёт сельское лишь при Хрущёве), а сельское население отличается традиционностью и религиозностью. Да и в городах многие были крещены и в детстве так или иначе воспитывались людьми, получившие до 1917-го года христианское образование и мировосприятие. Поэтому среди погибших в году Великой Отечественной войны было много православных людей, хотя и далеко не все имели возможность церковной жизни, и далеко не все осмеливались на открытое проявление религиозности.
Молитва о усопших - это живое дело любви к ним. А мы, несомненно, любим наших погибших в те страшные годы. Любим, жалеем, конечно, и молимся. И лучше всего, когда наша любовь к ним являет себя не в слезах сентиментальной жалости, не способных привести их к жизни, а молитвой ко Христу - к Тому, кто один лишь и способен восставить человека из мёртвых в конце времён и спасти его.
Упокой, Господи, души невинно убиенных и живот свой за наше Отечество положивших!