Святой врач, прошедший советский ад

Jun 11, 2024 11:46





Сегодня, 11 июня по Григорианскому календарю, день памяти одного из удивительных святых нашей Церкви - святителя Луки Войно-Ясенецкого. Это святой нашего времени. Он отошёл ко Господу в 1961-м году, т.е. ещё ходят по нашей земле люди, лично видевшие святого. Подобно другому весьма почитаемому на Руси святому - святителю Николаю - у святителя Луки есть много свидетельств его помощи людям, находящимся в тяжёлых недугах. Выдающийся врач в своей земной жизни, он остаётся таковым и после своей кончины.

Всё очень необычно в жизни этого человека. С детства он проявлял способности и склонности к рисованию. Решив поступать в Санкт-Петербургскую академию художеств, он отказался от этой мысли из-за своего глубокого убеждения в том, что делать нужно не то, что нравится, а нужно делать то, что необходимо ближним. Удивительно, какое глубокое христианское мироощущение уже в молодые годы! Ведь другие в этом возрасте мечтают о богатстве, о славе… Он решил посвятить себя медицине и поступил на медицинский факультет Киевского университета. Блестяще закончив обучение, он  начинает карьеру врача в Читинском военном госпитале. Началась русско-японская война, и работы у хирурга было много. Тогда же он, набираясь практического опыта, начинает свои исследования, лёгшие впоследствии в основу его самого известного труда «Очерки гнойной хирургии».



Будущий святитель принял монашеский постриг с именем Лука и хиротонисан в иеромонаха в 1923-м году. А ведь началось время, когда монашество и священство были самым опасными профессиями в Совдепии. Валентин (имя святителя в миру) не мог об этом не знать. Тем более, что и его пострижение, и хиротония совершались ссыльными епископами. Через полторы недели после своей первой Литургии он был арестован ГПУ, обвинен в контрреволюционной деятельности и шпионаже в пользу Англии(!) и осужден на два года ссылки в Сибирь, в Туруханский край.

Безумие советского материализма

Всего ссылок в жизни святителя было три. Вторая ссылка началась в 1930-м году. Поводом для неё послужил любопытный случай, показывающий всё беспросветное безумие советского материализма. Тогда святитель трудился на кафедре медицинского факультета. Его коллега по ремеслу, профессор Михайловский, после смерти своего сына потерял рассудок и решил оживить его с помощью переливания крови, а затем, не добившись желаемого, покончил жизнь самоубийством. По просьбе вдовы и учитывая психическую болезнь профессора, владыка Лука подписал разрешение захоронить его по церковному обряду. Коммунистические власти воспользовались этой ситуацией и обвинили епископа в пособничестве убийству профессора. По их мнению, владыка из религиозного фанатизма помешал Михайловскому воскресить усопшего с помощью материалистической науки (!). Святитель Лука вернулся из ссылки в 1933 году. Год спустя он заканчивает главный медицинский труд своей жизни «Очерки гнойной хирургии», ставший общепризнанной классикой медицинской литературы.

В глубине советского ада

Третья, самая тяжёлая ссылка, началась в 1937 году. Святитель был арестован и подвергся пытке бессонницей, когда следователи, сменяя друг друга, почти две недели допрашивали его. После таких допросов человек уже теряет контроль над собой и способен оговорить себя, признавшись в чём угодно. Святитель Лука подписал признание, где признаётся в участии в антисоветском заговоре. Он был отправлен в Красноярский край. Вдобавок его лишили возможности заниматься медициной, и лишь острая нужда в хирургах заставила советские власти отозваться на одно из его многочисленных прошений и дать ему возможность работать хирургом в Томске. Эту ссылку прервала начавшаяся вскоре Великая Отечественная война, когда потребовался яркий медицинский талант Луки. Святитель Лука был назначен главным хирургом красноярского госпиталя, а также ответственным за все военные госпитали края. Он имел обыкновение благословлять больных и молиться перед операцией. Когда же представители советской власти попытались запретить ему это, они натолкнулись на твёрдый отказ святителя.

Советская власть: помощь или препятствие?

Современные ультралевые неокоммунисты, грезящие о своём «СССР 2.0», обычно возносят материальные достижения, появившиеся при советском строе: электрификацию, освоение ближнего космоса, развитие науки, вооружения и медицины. Но есть и другая сторона вопроса. Многие люди, сыгравшие значительную роль в появлении этих достижений, подвергались разного репрессиям со стороны советской власти. Достаточно вспомнить Туполева и Королёва. И святитель Лука Войно-Ясенецкий не был исключением. Отсюда вопрос: эти репресии улучшали или ухудшали возможности работы этих людей в своей профессии? Думаю, любой разумный человек ответит, что репрессии затрудняли работу. Я бы сказал, что всё это сделано не сколько благодаря, сколько вопреки советской власти. Просто творческий потенциал русского человека и его христианская жажда служения ближнему настолько сильны, что их не может сломить ни лживая идеология, ни косная система. И человек преодолевает все препятствия. История святителя Луки - лучшее тому подтверждение.

А упёртые леваки всё равно считают, что безбожный казарменный сталинский социализм - это именно то, что требуется России для процветания. Такое ощущение, что они в своих мечтах видят Россию огромным лагерем, где сами себе назначили роль лагерной администрации или по меньшей мере лагерной охраны… Но это уже, как говорится, совсем другая история.

история, святые, СССР

Previous post Next post
Up