Иллюстрация одного из первых издания романа «Остров доктора Моро»
У писателя-фантаста Герберта Уэльса есть небольшой страшноватый роман «Остров доктора Моро» об учёном, который на далёком острове проводит вивисекторские эксперименты по превращению животных в человекоподобные существа. Хотя герою, от имени которого ведётся повествование, поначалу показалось, что наоборот, доктор превращает людей в полуживотных. Современникам автора произведение не казалось таким уж фантастическим. Оно вполне соответствовало эволюционным воззрениям того времени. Люди искренне считали, что то, на что у природы якобы ушло миллиарды лет, человеческий гений способен повторить гораздо быстрее.
Ведь роман вышел в конце 19-го века. Это было время всеобщего ослепления научным прогрессом. Людям казалось, что для науки больше нет ничего невозможного. Люди ждали от науки секрета счастья и вечной жизни. Это сейчас мы знаем на основании исторического опыта, что научно-технический прогресс, решив одну проблему человека, взамен любит создавать две-три новых, и потому относимся к такого рода прогнозам осторожно. Но тогда, в эпоху всеобщей экзальтации, в «приличном и прогрессивном обществе» повсеместно было принято верить Дарвину, а не Божественному Откровению. Поэтому неудивительно, что нашёлся человек, решивший подтвердить теорию эволюции на практике. Правда, своим инструментом он избрал не вивисекцию, а нечто иное.
Профессор Иванов…
Иванов Илья Иванович (1870-1932)
Был такой учёный, занимавшийся вопросами биологии размножения сельскохозяйственных животных и разработками зоотехнического метода искусственного осеменения. Вещь очень нужная: во-первых, быстрое размножение сельскохозяйственных животных даст больше продуктов питания, а во-вторых, в начале 20-го века конница ещё была в армии, да и сельскохозяйственные машины ещё массово не применялись, поэтому лошадь была основной тягловой рабочей силой на селе.
Стремительность научной карьера впечатляет: в 1896 году окончил Харьковский университет, стажировался в биологических лабораториях Петербурга, Женевы, Парижа, в 1899-1905 работал в Институте экспериментальной медицины, в 1906-1909 преподавал на Высших сельскохозяйственных курсах. Кроме того, прошёл теоретический и практический курсы бактериологии в Институте Пастера в Париже, а в 1907 году получил звание профессора.
В начале XX века Иванов провёл работу по усовершенствованию процесса искусственного осеменения и его практического применения в разведении лошадей. Он доказал, что эта технология позволяет одному жеребцу-производителю оплодотворить до 500 кобыл (вместо 20-30 при естественном осеменении). Поэтому представители конезаводов со всех частей мира часто посещали станцию Иванова.
Но главным увлечением Иванова была межвидовая гибридизация. Почти каждый человек знает, что скрещивание осла и кобылы может привести к появлению на свет мулов, животных отличающихся изрядной силой и большой (до 40 лет) продолжительностью жизни. Иванову удалось пойти дальше. Ему удалось скрещивать мышей с крысами и морскими свинками, антилопу и корову, корову и зубра и некоторых других животных. Генетика тогда находилась в зачаточной состоянии, и оттого на такие скрещивания возлагались большие надежды получить новые виды сельскохозяйственных животных с требуемыми свойствами. С точки зрения тогдашних диких эволюционных представлений, сама возможность межвидового скрещивания подтверждала происхождение одного вида от другого или же наличие общего предка.
Так продолжалось, пока не пришла советская власть с её политикой агрессивно насаждаемого на государственном уровне атеизма. И тогда у Иванова возникла идея проверить эволюционные теории на человеке. Ведь человек с точки зрения атеиста - всего лишь слегка усовершенствованное интеллектом животное. А ближайшее животное, от которого человек якобы произошёл - обезьяна.
…и его эксперименты
Ещё в 1910 году, находясь в Европе, Иванов выдвигает мысль о скрещивании людей с обезьянами. Долгое время работая во Франции, он знал, к каким именно людям нужно обратиться с таким предложением. И вскоре было получено разрешение использовать экспериментальную станцию в Киндии, находящуюся во Французской Гвинее (туземцев не жалко). Для эксперимента требовались деньги, поэтому Иванов начал писать в Москву Луначарскому и иным функционерам молодого социалистического государства. В сентябре 1925 года СССР выделил 10000 долларов на экспедицию (это примерно $140000 по нынешним временам. Обратите внимание, дело происходит в голодающей после разрушительной гражданской войны стране!). В последний день зимы 1927 года состоялось искусственное осеменение 2 самок шимпанзе, 25 июня этого же года произошло еще одно осеменение. Известно, что люди-доноры были добровольцами, но кто конкретно, так и осталось неизвестным. Уже в июле 1927 года стало доподлинно известно, что ни одна из самок шимпанзе не забеременела.
Рисунки из альбома Ильи Иванова, показывающие предполагаемый вид гибрида обезьяны и человека
Однако Иванов не терял надежды. В Советском Союзе в его распоряжение предоставили станцию приматов в Сухуми. Для начала было решено подобрать 5 женщин из числа «добровольцев». В 1929 году такие женщины были найдены - НКВД умел добиваться согласия от женщин на многое в обмен на свободу. Но внезапно умер единственный на станции самец, способный к оплодотворению. Но ученый не опустил руки. Была заказана партия шимпанзе, которую летом 1930 года доставили в Сухуми.
А в декабре 1930 профессора арестовали. Нет, не за безнравственность экспериментов! В Советском Союзе ведь исповедовали формулу особой, большевистской нравственности: нравственно всё, что способствует победе мировой революции. А если в предполагаемом коммунистическом земном рае никакой религии быть не должно, то тогда по этой дикой формуле нравственным делом будет очистка человечества от любой религии любым способом. А способы могут быть самые разные: от массового убийства верующих до поиска доказательств теории эволюции.
Илья Иванов был арестован за «связь с иностранцами». Очень популярная в то время статья. Ведь он, как учёный с мировым именем, бывал за границей, поддерживал переписку с коллегами, делился замыслами, результатами экспериментов, советовался… Вот и досоветовался на 5 лет ссылки в Алма-Ату. Впрочем, ученого не лишили звания профессора, и даже позволили преподавать в местном ветеринарно-зоологическом институте. В ссылке он и скончался от инсульта весной 1932.
Послесловие 1
Учёный, начисто лишённый «религиозных устоев» - потенциально страшный человек. Такой учёный всегда готов ради научного интереса потратить несколько годовых бюджетов страны в поисках жизни на других планетах, погрузив народ в нищету. Или экспериментировать на людях, как это делали японские или немецкие нацисты. Он, не колеблясь, начнёт пытаться скрещивать с кем угодно или генетически модифицировать человека, чтобы подтвердить безумную теорию эволюции. Ведь такие открытия, будь они сделаны, способны поколебать у многих веру в Божественное откровение. А ради этого таким людям, получается, ничего не жалко. И никого не жалко.
Послесловие 2. А как при капитализме?
У известного американского писателя рассказов ужасов Говарда Лавкрафта (1890-1937) есть рассказ «Некоторые факты о покойном Артуре Джермине и его семье», написанный в 1920-м году. Иными словами, примерно в те же годы, когда советский доктор Иванов грезил своими безумными экспериментами. Темой рассказа является родовое вырождение семейства, начатое связью предка с человекообразной обезьяной. Здесь хотелось бы обратить внимание не на фантастичность самой ситуации, а на то, как автором описано отношение к ней со стороны героев рассказа и окружающего общества. Надо полагать, что для создания реалистичности автор описал реакцию на ставшую известной чудовищную тайну именно такой, какой она была бы на самом деле у его современников. Находящиеся в здравом уме представители семейства оканчивают жизнь самоубийством, а знавшие их люди делают вид, что тех никогда не существовало на Земле. Иными словами, описана ожидаемая реакция людей на такое - омерзение и ужас. А почему же при советском социализме, который современные ультралевые превозносят как общество высочайшей нравственности, это не вызывало омерзения? Даже вплоть до того, что стало возможным предпринимать такие попытки не на страницах рассказов ужасов, а на практике.
Дело, естественно, не в социализме и капитализме. Это лишь в мировоззрении леваков общественный строй определяет движение воли человека. В реальности же идея «классового подхода» лжива от начала до конца и нигде в исторических процессах не работает. В данной ситуации всё дело в том, что в начале 20-го века США и Западная Европа были всё ещё миром христианской традиции, пусть и сильно ослабленной безбожным 19-м веком. А Советской Союз был миром, мгновенно порвавшим с традицией, фактически ломавшим её об колено. Поэтому в первой половине 20 века не на «загнивающем Западе», а именно в СССР стало возможным буквальное воплощение разнообразных антиутопических ужасов. Ведь то, что мы в обиходе называем человечностью, передаётся именно через традицию.
А сейчас, когда на Западе с течением времени разрыв с традицией уже окончательно оформился, именно там антиутопии становятся былью. Нам же следует извлечь из всего этого опыт и строить у себя иной, не безбожный мир. Русский мир - это мир живой традиции, питающей современность.