Главная сила, препятствующая естественному соединению расколотых частей СССР, образовавшихся в 1991-м году - это властолюбие и жадность местных элит, которые ни в какой даже самой малой степени не хотят делиться всем этим с воображаемым общим государством. Единственное, что может подвигнуть элиты к практическим шагам в этом направлении (да и то не всегда) - серьёзная неотвратимая угроза, связанная с прекращением их общественного положения вследствие уничтожения государства (внешняя военная угроза, например) или массового (естественного или неестественного) изменения правосознания народа.
Для того, чтобы оправдать для своего народа нынешнее раздельное от России существование вопреки многовековому ходу истории и наличию обширных экономических связей, элитам национальных окраин нужна идеология. Националистическая, конечно же. Именно поэтому националистические движения там поддерживаются местными элитами, тайно или явно. Украина - сейчас самый характерный пример такого рода. В этом смысле интересно сравнить её с соседней Белоруссией, которая, несмотря на схожую с Украиной историю рождения местной "государственности" из адского пламени Гражданской войны в России, производит внешнее впечатление намного более здоровой и крепкой части Русского Мира.
Мне думается, что не всё так гладко. Кто помнит, как в середине 1990-х шли переговоры Ельцина с Лукашенко о союзном госудасртве с Белоруссией в 1990-х? В 1997-м году даже подписали договор о создании союзного государства, который обернулся пшиком. О нём быстро поспешили забыть. И эта поспешность может говорить только о наличии влиятельных сил противления таким попыткам.
По вышеназванной причине в Белоруссии также существуют националистические движения. Даже если оно сейчас пребывает глубоко в подполье, осмеливаясь выступать только в Интернете, но рано или поздно всё может измениться. Идеологическим мифам можно протвопоставить только контр-идеологию, основанную на правде. И эта борьба обычно идёт в области интерпретации истории. Националистическому движению обязательно требуется своя история, желательно древняя, великая и исключительная. Если такой истории нет - её придумывают, сочиняя свою альтернативную в модном ныне жанре «фентези», как это сделали на Украине со своими мифическими «древними Украми» и «тысячелетней украинской государственностью». Наберите в Гугль-поиске изображений «
древние укры» - и вам обеспечено несколько минут веселья.
Наши враги-«партнёры», так любящие вставлять нам палки в колёса, не достигнув полностью своих целей на Украине, которая постепенно становится никому не нужным отрезанным ломтем, могут попытаться разыграть карту белорусского национализма. Сейчас действующая в Белоруссии сильная государственная власть прижимает все эти движения, но необходимо понимать, что ничто не вечно под Луной. В случае смены верховного руководителя ситуация может в корне измениться, и в Белоруссии тогда мы получим некий вариант нынешней Украины.
Потенциальная идеологическая опасность белорусского национализма состоит в том, что государственность, к которой взывают его последователи, настоящая (а не мнимая, как у украинствующих), такое государство действительно существовало. Имя ему - Великое княжество Литовское.
Флаг и герб белорусских националистов. Герб практически копирует герб Великого Княжества Литовского
Великое княжество Литовское
Великое княжество Литовское не имеет к современной Литве и литовскому народу никакого отношения. Это было мощное государство западно-русских земель, возникшее вскоре после Батыева нашествия на Русь. Западные земли Руси, в меньшей степени пострадавшие от монгольского нашествия, относительно быстро восстановившись и подвергаясь в лице своей элиты сильному западному влиянию соседней Польши, соединились в единое государство, которое во время наибольшего расцвета (первая половина 15-го века) занимало большую часть территории нынешних Украины и Белоруссии. Это государство было грозным соперником Московской Руси, государственность которой продолжала традиции Владимирско-Суздальской Руси, заложенные нашим великим правителем и успешным реформатором Андреем Боголюбским. Борьба шла с переменным успехом. Не будучи в силах одолеть нас в открытом противостоянии, литовские (т.е. западно-русские) князья то объединялись с Золотой Ордой против нас (как князь Ягайло, например), то подговаривали Новгород создать военный союз против Москвы и организовать военный поход на неё.
И вот на наших глазах рождается вредный новый миф - миф о Великом княжестве Литовском, «государстве Беларуси». И конечно же, жестоко уничтоженном «москалями». Для разоблачения этого мифа необходимо представлять, как же погибло это западно-русское государство. Русскоязычная Википедия лжёт, утверждая нам, что это случилось в 1795-м году, после раздела Польши. Эта ложь явно льёт воду на идеологическую мельницу белорусских националистов. Нельзя исключить того, что это сделано специально. По Википедии выходит, что это средневековое государство протянуло чуть ли не до начала XIX века. Что-то не верится.
На самом деле Великое княжество Литовское погибло в 1569-м году, после Люблинской Унии и объединения с католической и совершенно чуждой Польшей. Для западно-русской знати жуткое бесчеловечное крепостничество Польши было ближе владимирско-суздальских и московских идеалов служения государству и монарху. Люблинская уния была самоубийством западно-русской государственности. Государство пало, когда элита перестала разделять духовно-нравственные цели своего народа.
Интересно, что одним из первых названий «Белорусской Республики» в 1919-м году было «Советская Социалистическая Республика Литвы и Белоруссии».
Итоги
Нащупывая пути будущего возможного противостояния с белорусским национализмом, можно определить, в чём их ложь и чем мы можем ей возразить.
- Современное государство Белоруссия не является наследником Великого княжества Литовского - государство Белоруссия есть порождение искусственного разрушения территории Русского Мира, в то время как Великое княжество есть порождение центростремительных сил Русского Мира, наша альтернативная государственность.
- В силу влияния Запада элита этого государственного объединения имела другие духовно-нравственные задачи, нежели элита Московского государства.
- Цели западно-русских дворян, мечтающих о «жизни как на Западе, в Польше», дающей бы им в полное распоряжение жизни русских крестьян, вызывали отторжение у народа.