Первый, кто предпочел Восток Западу

Sep 12, 2023 12:20





Святой благоверный князь Александр Невский. Современная икона.

За тихой рекою, берёзовой рощей
Распустится первый весенний цветок.
И я загадаю желание попроще
И перекрестившись, взгляну на Восток.
Так поётся в известной песне. Сейчас, когда наш российский государственный корабль по полному ходу, резко и с большим креном разворачивается от Запада на Восток, самое время вспомнить нашего святого благоверного князя Александра Невского, талантливого военачальника и прозорливого дипломата. Тем более, что 12 сентября (30 августа по церковному календарю) - день его памяти, когда мы молитвенного вспоминаем перенесение мощей святого князя из Владимира в те земли, где он когда-то в свои неполные 20 лет одержал победу над войском шведского короля.



Во времена Александра Невского Русь оказалась между двумя силами: между католическим Западом и Золотой Ордой. Судя по всему, молодой князь был воспитан так, что для него вопрос не стоял, с кем мириться, а с кем воевать. И он сделал национально-верный выбор, в отличие от своего современника, князя Даниила Галицкого. Золотая Орда не требовал ничего кроме разнообразной дани, в то время как Запад претендовал на смену религии, т.е. на полную смену базовых черт национального мировоззрения. Результаты обоих выборов мы теперь видим наяву, как говорится, лицом к лицу. Результат восточного выбора князя Александра - это наша великая Россия, плеяда наших великих учёных, воинов и тружеников, чьи славные дела мы восприняли и развиваем. А результат западного выбора князя Даниила - это деградантская укробандеровщина с её ненавистью, унижением всякого человеческого достоинства и абсурдной бессмысленностью.

Интересно проследить отношение к Александру Невскому в советское и послесоветское время. После возникновения советского государства имя князя в соответствии с большевистским подходом было вычеркнуто из списка положительных героев истории Отечества. Раз князь - значит, угнетатель трудового народа. Но в 1930-х годах, когда в воздухе носился запах грядущей большой войны, нужно было поднимать тему патриотизма. Интернационализм годился лишь для расправы с собственным народом: уничтожения сословий и войны с  крестьянством. Для патриотизма необходим образ героев прошлого, подвиги которых можно было бы ставить в пример подрастающим поколениям. На восхвалении разбойников Емельки Пугачёва и Стеньки Разина далеко не уедешь. И государственная политика советской власти резко поменялась. Вместе с именами Суворова и Нахимова, было реабилитировано и имя князя Александра, само собой, без упоминания «святой» и «благоверный». В 1942-м году возродили и государственную награду Орден Александра Невского, опять же, без «святого». Ох, не любила советская власть это слово! После 1991-го года начались либеральные попытки сформировать общественное мнение, объявив исторический выбор князя неверным. Валом пошли публикации о том, что нужно было бы в пользу Запада выбор сделать («пили бы сейчас баварское»). После окончания смуты 90-х ситуация стала исправляться. В 2008-м года в медиа-проекте «Имя России» победило имя Александра Невского. Как видно, отношение к святому князю менялось в смутные времена. Отношение к этой личности может являться своего роде показателем смуты. И это не удивительно. Ведь что такое смута? Смута - это массовое охлаждение любви к своему Отечеству. В такие времена герои, представляющие собой олицетворённую любовь к Родине, становятся менее востребованными.

Выбор князя был обусловлен его сердечным понимаем русскости, того, что делает этих - своими, а тех - чужими. Этого не понимали советские идеологи. Они вообще ничего не понимали в природе человеческой личности. Для них выбор князя Александра был чем-то вроде подбрасывания монеты «орёл или решка». Выбора одной из равноценных сторон, ибо сражаться одновременно с обеими было невозможно.

В этом понимании, кстати, отличие друг от друга двух принципиально враждебных русскому миру мировоззрений: советско-большевистского и либерального. Первые, в силу убеждённого материализма и слепой агрессивной веры в некие законы Маркса-Энгелься-Ленина просто не понимают суть вещей. Вторые понимают, но сознательно выбирают сторону тьмы, ибо «возлюбили тьму больше, чем свет» (Ин 3:19).

Какой же главный урок из выбора нашего святого воина и дипломата мы можем извлечь для себя? С теми, кто жаждет конкретных материальных вещей, можно торговать и договариваться. С теми, кто посягает на саму духовную природу человека, договориться нельзя. Нельзя договориться с  Западом, где лицемерие стало второй кожей человека и где извращения возводятся в норму. Нельзя договориться с теми, кто строит укробандеровщину. Нельзя договориться с теми, кто строит коммунизм. Вообще нельзя договориться с теми, кто разрушает этническое самосознанием народа, будь то коммунизм без веры или либерализм без совести.

святые, СССР

Previous post Next post
Up