nci from
Unsplash" title="Photo by
nci from
Unsplash" />
Photo by
nci from
Unsplash В последние дни волна вновь возникшего интереса к деятельности американских биолабораторий в странах бывшего СССР возвращает нас к вопросу связи науки и нравственности. Этого вопроса всегда как огня избегали атеисты: «Это ненаучно! Не лезьте в науку со своими религиозными штучками!». Но они неправы. Материализм всегда ограничивает кругозор человека хотя бы по той причине, что материалист отрицает дух, в то время как идеалист не отрицает материю. Наука и нравственность тесно связаны друг с другом в том смысле, что от нравственного состояния учёного многое зависит. Особенно сейчас, когда очевидное воплощение зла - коллективный Запад - определилось и стало перед нами лицом к лицу. Ведь научные работы и открытия - это не явления природы, их делает человек, направляемый многими и совершенно разными побуждениями: и вдохновением, и чувством долга, и... собственными страстями. И вот здесь находится корень нашего вопроса. От того, какие именно побудительные причины движут человеком, может зависить результат его деятельности, как прямой, так и косвенный, в виде последствий.
Знание - сила. Да, верность этого высказывания сомнению не подлежит. Достижения науки придают человеку новые возможности, т.е. по сути новые силы. Но разве неважно, как именно будет использовать человек эти новые возможности, на добро или на зло? Есть возможности, которые могут быть использованы как в благих, так и в преступных целях. Например, электричество. С одной стороны, человек, вооружённый фонариком, может избежать опасностей и добраться до своего дома даже в полной темноте. А с другой, даже физически слабый преступник, вооружённый электрошокером, может обездвижить и ограбить крепкого человека на улице. Потому что знание - сила. Вопрос лишь в том, как именно человек эту силу собирается использовать. Большая сила должна сопровождаться и большой ответственностью, но вот есть ли она, эта ответственность?
Но существуют и такие достижения науки, которые однозначно могут быть использованы лишь во зло. Разработка возбудителей смертельных болезней - из их числа. Если бы все учёные были идеально нравственными людьми, то они немедленно «закрывали» бы такие открытия сразу после того, как делали их. Но нет, работают на откровенное зло. Наверняка считая себя последователями «чистой науки», свободной от «нравственных предрассудков». 20-й век дал нам ярчайший образ такой науки в виде доктора Йозефа Менгеле.
И с древних времён предания доносят нам о таких сомнительных и жестоких «научных экспериментах». В Индии есть предание о магарадже, придворные мудрецы которого спорили о том, получает ли человек дар речи в результате общения с другими людьми или же он возникает у человека сам собой в процессе роста. Были отобраны от родителей здоровые младенцы и выращены до отроческого возраста в закрытых покоях дворца. Уходом за детьми занимались исключительно немые слуги. И когда по прошествии 10 с лишним лет магараджа с мудрецами вошли в покои, их встретило мычание и шипение звероподобных существ. Была ли эта история на самом деле - неизвестно, но описанный результат столь хорошо соответствует современным представлениям о развитии личности человека, что ей можно поверить.
И напоследок ещё один исторический пример науки, свободной от нравственности. Сегодня общеизвестно, что организм человека примерно на 70% состоит из воды. А все ли знают, каким страшным способом получено это число? В печально известном японском «отряде 731» живого человека, взвесив, помещали в сушильную камеру и потоком сухого нагретого воздуха высушивали до состояния мумии. Потом взвешивали её. Учитывая дотошность учёных, экспериментов должно быть много, для разных этносов и возрастов. Да и повторы требовались для учёта погрешности.