Львов. Дворец Потоцких.
Жителей территории нынешней западной Украины в российской патриотической среде принято считать русскими, хоть и с основательно промытыми укронацистской пропагандой мозгами. И наш глава государства неоднократно упоминал в своих речах, что русские и украинцы - один народ. Но что-то в нас порой противится этому. Когда вы видим, как эти люди глумятся над нашими усопшими, над нашими героями, над нашей историей, учат своих детей «убивать русню», «москаляку на гиляку»...
Это что, все русские? Наше сознание против такого решительно протестует и считать их русскими почему-то не желает. И не зря. Чтобы разобраться в этом вопросе, нам придётся вначале определить, что же такое «русскость». Дело в том, что есть два принципиально разных подхода к этому вопросу: «по крови» и «по духу». Это и порождает путаницу.
Русскость по крови
Это самое простое определение. Согласно ему, если твои родители русские и вдобавок дали тебе русский язык в качестве родного, то ты - русский. Т.е. по сути за образцы берутся некие внешние фенотипы. Но в то же время это крайне поверхностное и оттого неверное определение. Следуя ему, нам пришлось бы выбросить из числа русских людей Пушкина (да и Лермонтова тоже), Барклая де Толли, Багратиона и ещё много кого из наших прославленных имён. Определение принадлежности к русским по крови опасно тем, что отсюда очень легко уклониться в нацизм. Но именно так, по крови, определяется национальная принадлежность у народов Запада. Если ты, например, поселился во Францию, поселился во французской глубинке, свободно говоришь по-французски, дружишь со всеми соседями, полвека прожив с ними бок о бок, то и тогда останешься для них приезжим иностранцем. Именно отсюда идёт причина того, что западная идеология вся пропитана разного рода национализмом. Там даже движение против национализма использует методы и идеи националистов (вспомните «антифа»). Просто в одном случае неполноценными людьми объявляются одни, а в другом - другие. Можно сказать, что национализм - это неотъемлемая часть Запада, без которого он перестанет быть самим собой. Поэтому такое определение русскости - не наш путь.
Если бы русскость определялась по крови, как принято на Западе, то наша страна до сих пор занимала бы территорию в лучшем случае в несколько областей Центральной России. Именно поэтому Запад до сих пор представляет собой совокупность относительно небольших национальных государств. Увеличение размера территории возможно или через надгосударственные (читай, негосударственные) образования типа Евросоюза, или через отказ в той или иной форме от национально-этнической принадлежности вообще (США), введя чисто западное понятие нации.
Русскость по духу
На Руси национальная принадлежность определялась не так. Быть частью народа понималась примерно как быть частью семьи, а члены семьи связаны друг с другом прежде всего не формально-юридически, а взаимной симпатией и общностью дел. Такую русскость можно приобрести. Не зря говорят: «Русским мало родиться, им ещё нужно стать» (это, к слову, взято из стихотворения Игоря Северянина «Предгневье»). В допетровской Руси приезжий иностранец, принимавший православную веру, становился своим. Ибо христианские ценности есть русские ценности, и любовь к ним делала человека своим, русским в глазах людей. Точно так же, как воспитанные приёмные дети являются для всех полноценными членами семьи, не являясь кровными родственниками. Но русскость, получается, можно и утратить. Ведь духом можно возвыситься, и духом можно пасть. Так, родной сын, совершивший отвратительный, порочащий всех поступок, которому отец и мать сказали: «Ты нам больше не сын!», является ли членом семьи? Формально - да, но лишь формально, по крови. А по духу - нет. Он - изгой, оторванный от родного очага. Он может считать себя кем угодно, но свои его не признают.
Любовь к отеческим гробам
Русскость по духу фактически определяет принадлежность к русским через любовь к своему народу и родной стране. Но что такое любить родную страну? Любить её природу? Восхищаться тем, что она такая большая и сильная? Восхищаться тем, что там магазины полны товаров и зарплаты хватает всё это покупать? Можно любить природу России, но при этом считать, что живущий там народ её лишь портит, и лучше бы его убрать и поселить на этих землях другой, более аккуратный. Можно восхищаться страной в годы её силы, но тут же предать в годы её слабости, когда страна более всего будет нуждаться в защитниках. Так в чём же любовь к своей стране?
Два чувства дивно близки нам -
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Как пустыня
И как алтарь без божества.
(А.С. Пушкин, 1830)
Наш национальный поэт подметил самое главное: святыня! Любовь к родной стране - это когда для тебя на ней существуют святыни своего народа. Если для человека нет в России ничего святого - он по духу не русский человек. А если для человека хоть что-то свято - с ним ещё можно разговаривать. Нельзя приводить врагов на родную землю (ибо она свята!) и помогать им в этом - тем самым человек сам вычёркивает себя из списка русских, как вычеркнули себя в своё время власовцы, красновцы. Как в наше время вычеркнули себя из русских участники объединений типа «РДК», с территории Украины вместе с укронацистами и западными наёмниками атакующие наши территории и убивающие наших людей. Если для человека Россия - лишь территория получения денег, то он не русский по духу. Если человек придерживается принципа «родина там, где лучше кормят» - у него нет родины. Если человек быстро сбежал после начала СВО, тем самым показывая, что для него вся Россия не стоит и капли его драгоценной крови, а за границей повторяет любые гадости, которые ему скажут говорить про Россию - он очевидно не русский.
Есть у нас святыни, признаваемые таковыми даже атеистами. Это прежде всего память о Великой Отечественной войне. Поэтому если человек тем или иным способом глумится над этим - он точно не русский. Сюда же относится и память о героях, которые трудились, строили нашу страну, воевали за неё. Эта память и есть то, что Пушкин называл «любовью к отеческим гробам». Эта память священна. Но слова «святыня», «священный» - они прежде всего из религиозного, а совсем не из мирского лексикона. Они оттуда родом, именно там святыня обретает плоть, перестав быть просто бестелесным воспоминанием. Поэтому, рассуждая о русскости, никак нельзя обойти религиозный вопрос стороной. Тем более, что он имеет прямое отношение к ситуации на западе Украины и к нашему вопросу о русскости.
Католицизм и тяготение к Западу
Вторжение армий Батыя на Русь в 13-м веке и одновременная экспансия Запада на территорию русских княжеств поставила эти княжества как бы между молотом и наковальней.
Даниил Галицкий, «король Всея Руси». Памятник в Тернополе.
Нужно было выбирать союзника и противника, ибо сражаться одновременно и с тем, и с другим было невозможно. Выбор нашего святого благоверного князя Александра Невского известен. Он выбрал союз с Востоком против Запада, потому что Восток требовал лишь дани, а Запад, в отличие от Востока, покушался на главное - на православную веру, требую перехода в католицизм. А южнее, в Галиции и Волыни, правил князь Даниил Галицкий, современник Александра Невского, который сделал прямо противоположный выбор. Ему оказалось проще сменить веру, чем платить дань. За обещание обратить своё княжество в католицизм римский папа даже произвёл его в «короля Руси». Возможно, сыграло свою роль то, что Галицкое княжество (т.н. Червонная Русь) было государством, где наибольший голос имело купеческое сословие, и для людей такого склада, привыкших более всего заботиться о материальном, сама мысль о том, что придётся кому-то что-то отдавать, была невыносима. Но так или иначе, выбор был сделан. И конечный результат этого выбора мы наблюдаем в наше время. Результат выбора князя Александра и его последователей, предпочитавших духовное материальному - огромная страна с великой историей и культурой. Результат выбора князя Даниила, выше всего ставящего материальное - квазигосударство без культурных достижений, где вынуждены придумывать собственную «великую историю древних укров» за неимением таковой.
Принятие той или иной религии формирует национальный характер народа. Это естественно, ибо у схожих представителей народа схожая система ценностей, а религия как раз и призвана указать на систему личностных ценностей как на желательную. Яркий пример здесь - хорваты, общие с сербами по крови и языку, но выделившиеся в отдельный народ из-за принятия ими католицизма.
Деятельность князя Даниила Галицкого положила начало постепенному процессу окатоличивания (вестернизации) народа западно-русских земель. Кульминацией явилась Брестская церковная уния 1596 года, создавшая грекокатолическую (юниатскую) церковь, сохранившую внешний православный церковный строй и церковнославянский богослужебный язык, но совершенно католическую по подчинённости римскому первосвященнику и религиозному мировоззрению. А ведь главное отличие католицизма от подлинно христианской православной веры не в обрядах богослужения и даже не в догматах. Главное отличие в представлении о Боге, что является стержнем религии. Католицизм отбросил откровения Святых Отцов и привнёс в это представление черты тогдашнего Римского Права. В частности, идею об искуплении человеческих грехов добрыми делами. Т.е. Бог у католиков - это Великий Бухгалтер и строгий Судья, карающий грешников в соответствии с итогами их личного баланса. Где тут христианский новый, изменившийся, перерождённый человек, облечься в которого призывал апостол Павел? А нет его. Всё заменила понятная падшему и приземлённому человеческому уму бухгалтерия.
Католицизм является больше человеческим, а не богооткровенным установлением. Запад - это плоть, победившая дух, что ярко отражается в католицизме, а уж в протестантских сектах и подавно. Поэтому западные религиозные системы, будучи порождением этого западного приземлённого духа, неизбежно влекут принявшие их народы стать частью Запада. Мне думается, совсем не случайно представители народов, принявшие католицизм, запятнали себя страшными массовыми зверствами во время войн: католики-усташи и униаты-бандеровцы. Приземленность духа порождает упоение жестокостью.
Итог
Специфический народ Галиции - это хоть и русский по крови народ, но по духу совершенно нам чуждый. Это порождение столетий западной экспансии на наши земли. Всё, что тяготеет к Западу, что порождено Западом, нужно отдать Западу. Галиция - не наша земля. Приняв этих людей в состав России, мы неизбежно обеспечим себе проблемы в будущем подобно тому, какие беды в дальнейшем обеспечила себе Российская Империя, приняв в свой состав Польшу и тем самым обеспечив себя повстанцами, террористами и революционерами. Беда народа Галиции в том, что они в достаточной мере пропитались западным духом высокомерия, чтобы хотеть не иметь ничего общего с Россией, и в то же время для старого Запада с его принципом кровного родства они были, есть и останутся людьми второго сорта, которых используют как оружие против России.