«Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки» (Рим 1:25)
Сейчас стало модно говорить про искусственный интеллект. Появились даже люди, кричащие через интернет на весь мир, что человеком, дескать, создана «искусственная творческая личность», превосходящая творческими способностями самого человека. И, боюсь, это не просто очередное модное понятие из мира информационных технологий, что-то вроде недавнего «блокчейна».
Прежде всего, это новый виток традиционной духовной деградации человека, заключающейся в поклонении твари вместо поклонения Творцу. Просто если раньше человек обожествлял созданное Богом, поклоняясь явлениям природы, деревьям, животным, то в новой попытке деградации он начал поклоняться очевидному и 100%-ному творению собственных рук (а точнее, собственного ума): поклоняться компьютерной программе. Ведь искусственный интеллект - это просто очень сложная компьютерная программа, работающая, как и все компьютерные программы, по заданному алгоритму. За любой компьютерной программой стоит человек, который создаёт и направляет её.
Для верующего человека вышесказанного достаточно, а неверующий либо начнёт утверждать, что человек тоже программа и работает по алгоритму, либо скажет, что продукт работы нейросетей является искусством, и поэтому они «творят». Для такого неверующего пойдём классическим путём - через определение понятий. Что такое интеллект? Это способность накапливать информацию и использовать её в нужной ситуации. Да, по этой части компьютер превосходит человека. Но посмотрите: и калькулятор превосходит человека по скорости вычислений, и автомобиль превосходит человека по скорости передвижения, но мы же не очеловечиваем их! Запомним это, и дополнительно определим, что такое творчество. Вот определение, которое мне показалось наиболее полным и исчерпывающим: «Творчеством называется сознательное и свободное создание культурных, научных и материальных ценностей» (толковый словарь Дмитриева). Компьютер, работающий по заданному (пусть и весьма хитроумному) алгоритму, не соответствует требованию сознательности и свободы. Кто-то может возразить: «но я считаю, что человек тоже программа и работает по алгоритму!». Так это сугубо вопрос веры. Если человек материалист, то он непременно верит, что человек является биологическим компьютером. Но тем самым он отрицает одно из главных метафизических понятий «свобода» - способности личности производить действие или изменять своё состояние «от себя», все зависимости от побуждений внешними причинами.
Есть ещё одна мысль по поводу очеловечивания машинного искусственного интеллекта. Мне думается, что люди, очеловечивающие машинный интеллект, склонны к обожествлению человеческого ума. Для них интеллект - это не просто самая яркая черта в человеке, достойная восхищения, для них это вообще черта, определяющая человечность: чем кто-то (или что-то) более интеллектуален, тем он более человечен. Если бы такие люди создали свою религию, то для них Бог был бы прежде всего Великим Мудрецом, имеющим все знания Вселенной. В нашем случае они просто ставят знак равенства между понятиями «интеллект» и «человечность». Но человек не сводится к одному лишь интеллекту. Более того, интеллект - не самое главное в человеке. Его внутренняя природа, жизнь его души гораздо шире. В своих высших душевных качествах, как например, любовь, доброта, интуиция, честь, совесть, самоотверженность, сострадание, милосердие, человек стоит над формальным рассудком. Интеллект, рассудок для высших душевных качеств человеческой личности - это как приправа для блюда. А если блюда нет, то и приправа бесцельна. Кто считает иначе, наверняка изменит своё мнение, когда попадёт в беду, и найдётся один человек, без раздумий бросившийся на спасение, в то время как другой, поумнее, отойдёт в сторону, разумно прикинув, что здесь слишком опасно.
Есть ещё вопрос о художественной ценности продуктов работы искусственного интеллекта. Изображение в заголовке статьи создано искусственным интеллектом. Сторонники очеловечивания компьютерных программ полагают, что раз создаваемые программами изображения им нравятся, то они имеют художественную ценность. Но это разные вещи. Есть вкусы высокие, есть вкусы низменные. Кому-то нравится классическая опера, а кому-то однодневная попса. Если человеку нравятся жестокие и порочные образы, то это не значит, что всё то, на что он стремится направить свой взгляд, имеет художественную ценность. Художественная ценность - это способность произведения искусства передавать зрителю или слушателю душевные чувства автора произведения, под влиянием которых это произведение создавалось. С этой точки зрения ставить вопрос о художественной ценности продуктов искусственного интеллекта, по-моему, бессмысленно.
И напоследок ещё одно замечание. Большинство продуктов «творчества» искусственного интеллекта, что попались мне на глаза при поверхностном поиске в Сети, сильно напоминают результаты творчества психически нездоровых личностей и, думаю, это неспроста. Умения рисовать ещё недостаточно, чтобы создавать подлинные произведения искусства. Нужно душу иметь (созданную по образу Сотворившего её).