Не помнят люди уроков истории. Грезят о создании мифического «СССР 2.0», не задумываясь при этом, почему же исчез первый, «СССР 1.0». Обычно всё сводится к ответу «Враги и предатели одолели!». Это верно, но это не причина, а лишь следствие причины подлинной. СССР сделался лёгкой добычей извечных врагов России потому, что в советском народе к 1980-м годам угасла массовая любовь к своему отечеству, и поэтому люди стали поддаваться на соблазн жизни с высоким материальным достатком, который демонстрировал им Запад. Это постепенное угашение любви является непременным спутником социалистического строя. Почему - поясняется ниже. У социалистического общественного строя в России есть две нерешаемые проблемы, которые являются причиной всех остальных, в том числе и угашения патриотизма.
Начнём с определения социализма. Чётного определения мы не найдём, очень много витиеватых фраз, где рефреном повторяются слова «справедливость»¸«общественная собственность на средства производства»,«философия», «идеология». Поэтому дерзну сразу дать своё определение социализма:
Социализм - это государственный строй, который ставит задачу достижения справедливости (так, как её понимают создатели этого строя) через изъятие материальных средств у их производителя и их распределение посредством государственного аппарата.
Эта оговорка - «так, как её понимают создатели этого строя» - очень важна, ибо она составляет суть первой проблемы. Потому что первая проблема - вопрос о справедливости. Поскольку справедливость предполагается устанавливать при помощи государственного аппарата, то требуются правила, по которым служащие государственного аппарата будут работать. Иными словами, требуется некий «свод законов о справедливости», который бы чётко определял для всевозможных жизненных случаев, что является справедливым, а что - нет. Но понятие о справедливости - это живое, трансцендентное, неизмеримое понятие, вроде любви и совести, а потому его невозможно уложить в мёртвую схему юридических правил. Любые попытки это сделать приведут в общественную жизнь лишь своего рода пародию: или смешную, а чаще печальную, с огромным количеством исключений и людских недовольств. С перспективой вылиться в недовольство граждан своим государством («Вы же обещали справедливость, а на самом деле вон что!») и массовым угашением патриотизма.
Вторая проблема - требование высоких человеческих личностных качеств для всех участников государственного распределения материальных средств. Именно от всех - и от производителей, и от распределяющих госслужащих, и от получающих. Получающий не должен должен хотеть и пытаться получить больше, чем ему выделили. Производитель в такой системе должен иметь интерес к производству достаточно качественного товара, несмотря на то, что у него большую часть или даже всё у него забирают для распределения. А распределяющие чиновники должны быть честными и нелицеприятными - они не должны иметь желания присвоить что-то из распределяемых товаров или же передать его в руки тех, кому они не положены. Но такое работает лишь тогда, когда в обществе есть значительное число идеалистов: людей, отбросивших личное ради общественного блага и других высоких идей. Но агрессивно насаждаемый в советском обществе материализм этому противоречил. Идеалистов создаёт идея - дух человека, его вера в то, что это действительно так. Вера русского человека в существование справедливости, стремление к ней идут из его христианского сознания. Но источник этого сознания при советском строе яростно угашался. Коммунисты, конечно, пытались подменить этот источник на внешне схожий рукотворный, поставив вместо Бога творцом и движителем всего бездушные законы природы и заменив ожидание небесного счастья в вечности на ожидание будущего материального рая на земле. Но квазирелигия советского «научного коммунизма», будучи грубым суррогатом, мёртвым порождением обезбоженного человеческого разума, не могла увлекать людей всё время. Идеалистов становилось всё меньше, материалистов же, желающих ускорить наступление земного рая лично для себя и сгребающих к себе всё, до чего могут дотянуться - всё больше.
Может возникнуть вопрос: «Почему тогда в Китае социализм, а там всё нормально с патриотизмом?». Ответ такой: всё здесь сказано лишь про Россию и её народ. На другой народ, не несущий в себе мессианских идей справедливости и имеющий иные национальные идеи, социалистический строй может лечь вполне хорошо. Но тогда и социализм там будет довольно условным, проявляющимся лишь в названиях государственных институтов.
Социализм в России возможен лишь в религиозном государстве, где подавляющее большинство населения искренне живут по вере и оттого имеют самохотение на творение добрых дел веры: дел милосердия и любви. Именно в религиозной системе лишь и могут быть решены вопросы о честности распределяющих и получающих. И вопрос о мотивации производителей тоже, ибо производитель просто отдаёт часть произведённого им в общественное пользование в согласии с личным чувством жертвенности. А сколько религиозных людей сейчас в России? Это количество явно не больше числа тех, кто регулярно ходит в храм, т.е. это число не больше 4%. Поэтому построение социализма в России сейчас невозможно. Любые попытки сделать это приведут к восстановлению принудительного социализма образца СССР, который ставя цель достижения справедливости, на деле уравнял всех в нищете, создал по сути несправедливую систему спецраспределителей и в итоге привёл к разрушению государства: добровольной сдаче его своим населением извечному врагу.