I. В Великий Четверток воспоминается умовение ног ученикам, Тайная вечеря и предание Иисуса Христа на страдание.
II. а) Начнем беседу с утрени Великого Четверга. После великой ектений и «аллилуиа» поется тропарь «Егда славнии, ученицы». По-русски: «Когда достойные славы ученики на вечери умовением ног просвещались, т. е. начинали понимать смысл того дела, для которого пришел на землю Сын Божий, тогда Иуда злочестивый, страдая сребролюбием, омрачался и замышлял предать беззаконным судиям Тебя, праведного Судию. Смотри ты, искатель имений, на того, кто из-за имений удавил себя; беги ненасытной души, дерзнувшей так поступить с Учителем, Который есть Всеблагий Господь всех, слава Ему».
Сразу после тропаря читается Евангелие из 22-й главы Луки, где повествуется и о событиях Тайной вечери и приводятся речи, сказанные Господом Иуде, Петру и всем апостолам.
После Евангелия и 50-го псалма поется канон: "сеченное сечется«. Здесь говорится, что Господь, безмерная премудрость Божия, Виновник и Податель жизни, не преставая быть Богом, создал Себе храм от неискусомужныя чистыя Матери, облекся плотию и, вочеловечившись, стал единое Лицо, Христос Богочеловек. Он и устрояет душепитательную трапезу, и растворяет верным чашу веселия и спасения. От божественной трапезы Он не отдаляет и Иуду, злоименитого Искариота, а он, омраченный злобою, забыв прежнюю дружбу, не вразумляется кроткими намеками Господа: руки, которыми принял Св. Хлеб, простирает для приятия цены за Того, Который Своими руками создал человека. Являя глубочайшее смирение, Иисус Христос, Божия премудрость, обуздывающая силы ада, держащая на воздухе неудержимую воду, берет в руки умывальницу, вливает в нее воду, препоясывается лентием, преклоняет колена и Своим рабам омывает ноги, научая их смирению.
После канона и песни «Чертог Твой», уже петой несколько раз, поются стихиры на хвалитех, за ними - великое славословие, просительная ектения и стихиры стиховны. В стихирах описывается, как беззаконное соборище иудейское собирается предать Пилату Содетеля и Зиждителя всех. Беззаконные и неверные! они готовят на суд Того, Кто Сам придет судить живых и мертвых, обрекают на страдания Того, Кто исцеляет людские страдания. Он идет на заколение вольное, плещи дает на раны, ланиты - на заушения, не отвращает лица от стыда заплеваний и все терпит, чтобы всех воскресить. В утешение и ободрение скорбящих учеников Он говорит им: не страшитесь, не соблазняйтесь тем, что будете видеть. Я пришел не для того, чтобы Мне служили, но чтобы послужить и отдать душу за спасение мира. Иуда, омочивший руку в солиле с Господом, простирает руки к беззаконным, чтобы принять сребреники, рассчитывает цену мира, которым помазали Господа, и не страшится продать бесценного; дает умывать свои ноги и предает Господа лобзанием, оставив лик апостолов, он повергает на землю тридцать сребреников, потому что не знает о тридневном воскресении Господа. Омраченный корыстолюбием, он в одно время лишается жизни привременной и божественной, заботою о нищих прикрывает лихоимство, жалеет мира грешницы, а продает миро небесное, продает, как беглого раба, Того, Кого нельзя продать.
На первом часе, в паремии, из 11-й и 12-й главы пр. Иеремии, пророк, обреченный, за свои правдивые речи, на смерть, представляется прообразом Иисуса Христа.
Враги ведут его на заклание, готовятся вложить (ядовитое) дерево в пищу его и истребить его от земли живых, чтобы забылось самое имя его. Враги Иеремии, это - враги Христа. Они растлили виноград Божий, обратили его в пустыню непроходную. Между тем они благоденствуют: путь их спеется, богатство растет, / семейства размножаются. Но пророк угрожает им от имени Господа: Я исторгну их от земли их и дом Иудин отвергну. Верных чад моих помилую и возвращу их в землю их, т. е. приведу в спасительную ограду Церкви.
б) Литургия Великого Четверга совершается после служб 3-го, 6-го и 9-го часа и предшествуется вечернею. По уставу она должна начинаться в 8-й час дня, т. е. в 2 часа пополудни. Это для того, чтобы Литургия, по возможности, приближалась к тому времени, в которое Господь установил Таинство Причащения. Так как установление этого таинства есть событие радостнейшее для нашей души, то и Великий Четверг есть день священной радости, а не скорби. В этот день и служба совершается не в темных, а в светлых ризах, и на трапезе бывает «разрешение вина и елея».
Стихиры вечерни почти те же, что и стихиры утрени.
По входе с Евангелием читаются три паремии. В первой, из 19-й главы кн. Исхода, изображается величие Бога, явившегося Израилю на горе Синае среди землетрясения, грома, молнии и трубного звука. При этих страшных знамениях тем поучительнее для нас то смирение, с которым Господь явился среди учеников на Тайной вечери. Во 2-й паремии, из 38-й и 42-й главы кн. Иова, Господь, говоря Иову сквозь бурю и облако, изображает, с одной стороны, премудрость, явленную Богом в творении, с другой - неспособность человека постигать эту премудрость. Таким образом здесь дается нам урок - с благоговением принимать непостижимое Таинство Тела и Крови Христовой. 3-я паремия, из 8-й главы книги пророка Исаии, изображает Господа, Который, давая плещи Своя на раны, ланиты - на заушения, в то же время знает о Своем Божественном величии и врагам Своим предрекает, что они погибнут, как одежда, изъеденная молью, в том вечном огне, который уготовали для себя.
Апостол из 11-й главы 1-го Послания к Коринфянам, повествуя об установлении Таинства Причащения, показывает опасность, угрожающую тем, которые приступают к этому таинству без приготовления. "Оттого, - говорит апостол, - многие из вас немощны и больны и немало умирает«. Не о телесных немощах и смерти говорит св. апостол, а о смерти духовной, о немощах души. И как многие из нас, причащаясь недостойно, становятся слабыми духовно, неспособными на подвиг во спасение души! Как многие, заражаясь тяжкими грехами, губят свои души навек!
Евангелие, взятое из нескольких евангелистов, излагает события от вечери у Симона прокаженного до отведения Господа к Пилату.
Вместо Херувимской песни и причастного стиха поется: «Вечери Твоея тайныя». Здесь, умоляя Господа сделать нас причастниками Тайной вечери, мы обещаемся не открывать тайны врагам, как поступил Иуда, открыв врагам место тайной молитвы Иисуса Христа, выражаем готовность исповедать Господа, подобно покаявшемуся разбойнику, и просим Его помянуть нас во царствии Своем. Литургия совершается Василия Великого.
в) В Великий Четверг приготовляются запасные Св. Дары для причащения больных, совершается обряд умовения ног и освящается миро. Скажем кратко об этих священнодействиях.
Запасные Дары приготовляются так. Освященный в свое время на Литургии в Великий Четверг (второй кроме служебного) Агнец напояется Св. Кровию Христовою и полагается в дарохранительницу. По окончании же Литургии развертывается на престоле антиминс, на нем полагается Агнец, совершается кругом престола каждение и делается поклон, - Агнец затем раздробляется копием на дискосе на мелкие частицы и приступают с великим благоговением к сушению их, - для этого на престол при крае антиминса полагается по правую руку чистый кирпич, на котором ставится чистая жаровня с горящими угольями. После поклона священник берет дискос с раздробленным Агнцем и держит его над сосудом с угольями, поворачивая частицы копием и наблюдая, как бы они не пригорели. Подсушенные надлежащим образом частицы кладутся в св. дарохранительницу.
Обряд умовения ног совершается следующим образом. В кафедральном соборе, на Литургии, после заамвонной молитвы, читается 50-й псалом и поются стихиры, прославляющие смирение Христово, а в это время архиерей, без посоха, без свиты священнослужителей, выходит на амвон, на средину церкви. Пред ним диаконы несут Евангелие, лохань, рукомойник и лентион (полотенце). Сюда же приходят б архимандритов и б протоиереев. После молитвы о благословении Божием и об утверждении нас в чувствах покаяния, протодиакон читает 1-е Евангелие на умовение ног, а архиерей, без помощи иподиаконов, снимает омофор и саккос, препоясуется лентием, трижды вливает крестообразно воду в лохань и, омывая ноги священнослужителям, отирает их лентием. Тот, у которого архиерей омывает ногу, целует архиерея в митру и в руку. Когда протодиакон возглашает: «Прииде к Симону Петру и глагола Ему той», - первый архимандрит встает и говорит: «Господи! Ты ли мои умыеши нозе?» Архиерей: «Еже Аз творю, ты не веси ныне, разумееши же по сих». Архимандрит: «Не умыеши ногу моею во веки». Архиерей: «Аще не умыю тебе, не имаши части со Мною». Архимандрит: «Не нозе мои токмо, но и руце и главу». Указав на свои руки и главу, архимандрит садится. Архиерей говорит: «Измовенный не требует, токмо нозе умыти, есть бо весь чист, и вы чисти есте, но не вси» и омывает ногу архимандриту. Затем он отлагает лентион, и при чтении 2-го Евангелии снова надевает омофор и саккос, а когда протодиакон скажет: «возлег паки», архиерей садится, священнослужители встают и архиерей, сидя, доканчивает Евангелие словами: «Образ бо дах вам, да якоже Аз сотворих вам, и вы творите». Затем архиерей встает и молит Господа омыть всякую нечистоту душ наших, дабы мы, очистив прах согрешений и отерши друг друга лентием любви, угождали Богу во все дни жизни нашей и обрели благодать пред Ним. Потом - отпуст Литургии.
Обряд умовения ног живо представляет Господа в смиренном виде архиерея. Высок архиерейский сан, высок и вне Церкви, но в церковной службе он возвышен, как град верху горы. И вот, когда мы видим, как архиерей, без свиты и без посоха, выходит на амвон, сам разоблачается, наливает воду, приклоняется к ногам священников, омывает и отирает эти ноги, тогда мы живо представляем себе, как Господь говорил ученикам, по омовении ног их: «Кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий" (Лк. 22:27).
Скажем и об освящении мира. Благодать Св. Духа, возращающая и укрепляющая нас в жизни духовной, сообщается чрез Таинство Миропомазания, при крещении. Помазывать миром может всякий священник, но освящать самое миро может только высший из архиереев, именно - на востоке патриарх, а в России - митрополит Московский или Киевский. Они освящают миро в Великий Четверг, но не каждый год, а только тогда, когда истощится запас мира. Это делается так. Варение мира - смеси благовонных трав и кореньев - начинается с Великого Понедельника. В этот день, утром, архиерей в крестовой палате освящает воду и, окропив ею смесь вина и елея, вливает вино и елей в мироварный котел и сам возжигает под ним огонь. При варении вина и елея, диаконы мешают в котле, а священники читают Евангелие; вокруг котла стоят зажженные свечи. В Великую среду, в котел всыпают ароматы, потом сваренное миро вливается в сосуды, сосуды запечатываются и миро стоит тут до четверга. Подле сосудов ставится «алавастр», т. е. сосуд с миром прежнего освящения. В четверг сосуды, с колокольным звоном, при пении тропаря Св. Троице: «Благословен еси, Христе Боже наш…» приносятся в собор и ставятся, на особом столе, у жертвенника, а «алавастр» на жертвеннике. На великом входе сосуды вносятся в алтарь и, принятые митрополитом, ставятся у престола, «алавастр» же - на престоле. После слов: «И всех и вся», митрополит, трижды благословив миро, молит Бога сотворить миро «помазанием духовным, хранилищем жизни, освящением душ и телес, елеем радовавия». После Литургии миро с пением 44-го псалма относится в ризницу, где в каждый сосуд вливается по несколько капель из «алавастра».
III. Вот, братие, краткий очерк того торжественного и вместе глубоко-знаменательного богослужения, которое совершается в Великий Четверг Страстной седмицы. Да пробудит оно у нас чувство смирения христианского, без которого нам не спастись, урок коего нам дал Господь в умовении Им ног учеников Своих, - да возгреет оно у нас чувства веры, любви, благоговения и страха Божия, с коими мы должны приступать к Св. Страшным и Животворящим Тайнам Христовым - Телу и Крови Христовой, - да напомнит оно нам о тех благодатных дарах, помогающих нам возрастать в духовной жизни, кои мы получили в изобилии в Таинстве Св. Миропомазания.
Протоиерей Григорий Дьяченко