I. В настоящий день св. Церковь празднственно воспоминает торжественное перенесение пречистаго, нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа из г. Едесса в царствующий град равноапостольного Константина.
Вам, без сомнения, известно, братие мои возлюбл., как произошел первоначально сей пречистый, нерукотворенный образ Господень. Во время земной жизни Господа Иисуса Христа некто Авгарь, владелец едесский, впал в тяжкую, неизлечимую болезнь. Слышав об Иисусе, исцеляющем всякие болезни единым чудодейственным словом, он послал к Нему раба своего с письмом, в коем просил Господа прибыть к нему и исцелить его болезнь, предлагая в воздаяние соцарствовать с собою в Едессе. Посланному Анании, искусному живописцу, приказано при сем сделать верное изображение лица Господня. Но сколько ни усиливался Анания изобразить на иконе святолепный лик Спасителя, он не мог сделать этого успешно; ибо при каждом воззрении ему казалось, что лицо Иисусово изменялось. Господь Иисус Христос, пришедший в мир сей не соцарствовать с Авгарем в Едессе, а принести Самого Себя в жертву за спасение мира и воцариться во веки веков во царствии Отца Своего, отвечал Авгарю, что, по вознесении Своем, пошлет к нему одного из апостолов Своих, который не только исцелит его совершенно от болезни, но и просветит светом истинного богопознания. А между тем, чтоб вознаградить веру Авгаря и безуспешный труд его посланника, Господь омыл лице Свое, взял убрус у Анании, отер им лице Свое, - и божественный лик Его сам собою изобразился на убрусе.
II. Событие, по-видимому, не велико в ряду других величайших событий евангельских; но оно имеет глубокое значение и особенную важность для нас. Оно дает нам уразуметь отчасти, почему св. церковь так дорожит сим образом Христовым, что за почитание Его претерпела жесточайшее вековое гонение.
а) Вам известно, братие мои, что истинным, живым и одушевленным образом Божиим был сам первозданный человек. Грех лишил нас образа Божия, состоявшаго в правде и преподобии истины, напечатлел в нас свой нечистый образ лжи и лукавства, неправды и беззакония. Человек удалился от Бога, и Бог сокрылся от человека, - сокрылся так, что и самому Моисею, верному во всем дому Божием, сказано: «лице Мое не явится тебе, не бо узрит человек лице Мое, и жив будет». С тех пор «Бога никтоже виде нигдеже», и падшие люди жили как безсловесныя, в неведении о Боге, в растлении духа и тела, и умирали как безсловесныя, «не имуще упования» явиться лицу Божию. Что же делает любовь Божия, не хотящая вечной смерти грешника? Так как человек не мог приблизиться к Богу и приобщиться Его славы, Бог Сам приближается к человеку и приобщается его уничижения.
Дабы грешник не убегал более блаженнотворного присутствия Божия, Сам Единородный Сын Божий является в подобии плоти греха. Чтоб возстановить в нас снова Свой божественный образ, «Он зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек». Самосущее ипостасное «Слово» Божие «плоть бысть и вселися в ны», - и грешные люди видели Его, слышали Его, осязали Его.
б) Чтоб и все последующие роды не лишились сего счастия - видеть Господа лицем к лицу, Он, многомилостивый, чудодейственно отпечатлел Свой божественный образ на убрусе и оставил его в церкви Своей, как видимый залог Своего невидимаго пребывания с ней.
Чтоб и во все времена люди могли слышать Его божественное слово, Он повелел св. евангелистам написать и предать церкви все, что слышали они из уст Его.
Теперь и мы, грешные, можем видеть Его и слышать Его. Мы видим Его в божественном образе Его, слышим Его в божественном слове Его.
Теперь, хочешь ли, возлюбленный, видеть Господа и беседовать с Ним? Стань пред святою иконою Господа Иисуса Христа: на ней узришь божественный лик Его, исполненный благости и милосердия, любви и сострадания, кротости и долготерпения, но вместе сияющий божественным величием и святостию, нелицеприятным судом и правдою. Поклонись Ему и припади пред Ним со страхом и благоговением, с верою и упованием! Говори пред Ним молитвенно все, что хочешь, открой пред Ним всю душу и сердце твое, скажи Ему все немощи и нужды твои! Он будет ответствовать тебе в слове Своем. Ибо всякое недоумение наше о нашей жизни и смерти, о нашей судьбе настоящей и будущей предупреждено и объяснено в святом евангелии. Никакого благодеяния, никакого дара небесного не щадит для нас премилосердый Искупитель наш, все обещает подавать туне просящим и молящимся: «просите, и дастся вам, толцыте, и отверзется вам. Аминь бо глаголю вам: вся, елика аще чесо просите от Отца во имя Мое, даст вам; просите, и приимете».
Видите-ль, братие мои, для чего Господь даровал нам пречистый образ Свой? Чтобы в нем и чрез него мы могли боголепно поклоняться Господу и Спасителю своему; чтобы пред ним, как пред Самим Господом, могли приносить наши молитвы и моления, прошения и благодарения с полною надеждою, что Господь услышит и приимет их с благоволением, исполнит их с любовию, милосердием, как верный «в словесех Своих и неложный в обетованиях Своих».
III. Храните же свято и почитайте боголепно божественный лик своего Спасителя и Господа, как драгоценный залог Его любви к нам и милосердия, как видимое знамение Его невидимаго пребывания с нами; поклоняйтесь божественному образу Сына Божия, Господа и Владыки живота нашего, молясь Ему вместе с церковию: «пречистому образу Твоему поклоняемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших». Аминь.
Протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года
(Сост. по «Полн. собр. проповед.» Димитрия, архиеп. херсонск. и одесск., т. I, изд. 1889 г.)