Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Как отрадно было слышать пение Символа веры! Сегодня, Церковь вспоминает о Святых Отцах Первого Вселенского Собора, проходившего в городе Никее (провинции Малой Азии) в 325 году. Основным деянием Собора стало составление и утверждение Символа, излагающего церковное учение о Святой Троице, о единосущии Бога Сына с Богом Отцом и Богом Духом Святым.
Собор был созван Императором Константином в связи с распространением ереси пресвитера Ария, который отрицал в Иисусе Христе Его Божество, Его единосущие с Богом Отцом и Богом Святым Духом. Своим лжеучением он увлек многих епископов, и в Церкви начались разногласия и разделения.
В первые века Христианства враг всякой правды, диавол, покушался уничтожить Церковь физически, наводя на верующих страх всяческих лишений и бедствий. Однако Церковь не только не погибла, но, явив множество святых мучеников и исповедников Православия, духовно окрепла в страданиях. Чудеса, сопровождавшие подвиги святых, а также их посмертные благодеяния вдохновляли все большее число людей последовать примерам Божиих избранников.
Но вот, начиная с IV века, когда Константин Великий положил конец гонениям на христиан, враг рода человеческого изобрел новый и более коварный способ борьбы с верой и Церковью: он начал извращать истину ересями и лжеучениями. В ограде церковной появились лжепастыри и лжеучителя, волки в овечьих шкурах, и, основывая свои мудрования на якобы углубленном знании Священного Писания, они стали подменять Откровение Божие человеческими измышлениями.
Святые же Отцы Первого Вселенского Собора, тщательно рассмотрев Писание, указали на конкретные места, где прямо говорится о единосущии Иисуса Христа с Богом Отцом и Святым Духом. В Евангелии мы читаем, как Христос учит о Своем единосущии со Отцом: Я и Отец - одно (Ин. 10, 30). Но Арий не внял этим священным словам и выдвинул свое мнение: если Отец родил Сына, то Рожденный имеет начало бытия, и, значит, было время, когда Сын не существовал, а следовательно, Сын - Создание и Творение Отца. Хотя на первый взгляд такая мысль может показаться логичной, нигде и ни в каком виде мы не находим ее в Евангелии. Если бы Арий полностью доверял Слову Божию, то употребил бы силы и ум не на извращение истинного смысла Божественного Откровения, а на его понимание. Если бы он смог смирить свой гордый ум перед Умом Божиим, то не дерзнул бы противопоставлять свою «истину» истине евангельской.
А мы с вами, дорогие братья и сестры, чтобы разрешить арианское недоразумение, углубимся в понятие «рождение». Все, оказывается, очень просто. В наших прародителях, Адаме и Еве, Богом было заложено все человечество, и всякий рождающийся человек в сущности своей ничем не отличается от своего родителя, он единосущен ему. Человек рождает человека, обезьяна рождает обезьяну, яблоня рождает яблоню, и точно так же Бог рождает Бога. Разница только в том, что Бог не есть чье-то творение и существует не во времени - поэтому и Сына Своего рождает не в рамках нашего понятия о времени, когда что-то происходит сначала, а что-то потом. Ни «сначала», ни «потом» в существовании Бога нет. И начало времени, и все, что произошло затем, началось по воле Божией - с сотворения вселенной. Принцип рождения, заложенный в нашем мире, - это образ и подобие рождения в жизни Самого Божества.
Как Бог Отец рождает единосущного Себе Сына, так и человек рождает единосущного себе человека. Но самое великое и прекрасное в принципе рождения - это то, что единосущие не исключает личностного разнообразия между родителем и рождаемым. Мы теперь знаем о таком понятии, как клонирование. Это неестественное рождение одинаковых существ, диавольское изобретение, искажающее Божественный закон рождения. Господь же показывает Свою мудрость и благость именно в том, что, при единосущии Отца и Сына, у Каждого из Них есть Свое Лицо, Своя Личность, и Она по-Своему проявляется в жизни. Вот как все просто! Нужно только не смешивать понятия «творения» - как процесса создания чего-то совершенно нового, не имеющего бытия, и «рождения» - как развития того, что уже есть. Изначальное творение принадлежит только Творцу вселенной, Богу, а человеческое творчество есть образ и подобие творчества Божия.
Как и все лжеучения, арианство возникло на почве гордыни ума и сердца. Не желая смирить свою гордыню, человек привносит ложь в учение о Боге и в этом становится соработником диаволу.
Святые Отцы Первого Вселенского Собора утверждали, что Христос единосущен с Богом Отцом и Святым Духом, и что Он - не просто великий человек, но Сам Бог, Спаситель мира, пославший от Отца Своего людям силу Духа Святаго для обновления помутненного человеческого разума. Христос даровал нам не только теоретическое учение о спасительной, правильной жизни, но и саму истинную жизнь, состоящую в приобщении Его Тела и Крови. Это еще одно «единосущие», ради которого и приходил на землю наш Господь как Сын Человеческий.
Отцы Первого Вселенского Собора отвергли ложь Ария и возвестили истину о Христе, изложив ее в соборном догмате Церкви. Конечно, людям, приемлющим лишь земную мудрость, трудно принять Христа как Живого Бога, Безконечного, Непостижимого, но пришедшего во плоти - пожить среди нас, ставшего Человеком, во всем подобным нам, кроме греха. Страх предстоящего ответа за свою безбожную, безнравственную, непорядочную жизнь заставляет многих искажать историческую, фактическую, действительную реальность бытия Христова, Его Крестной смерти и славного Воскресения из мертвых. Они пытаются оправдать свое греховное поведение и, в угоду собственному эгоизму, и придумывают разные теории, чтобы заглушить голос совести. Так и возникает ересь.
Сегодня подобные люди, вставшие на путь греха, вновь и вновь пытаются подорвать веру Христианскую. Они сочиняют откровенную ложь о Христе, нагло извращают факты Его жизни в оскорбительных фильмах с чудовищными фантастическими переиначиваниями евангельской истории. Но Бог поругаем не бывает, и горе тому человеку, который принимает хоть малейшее участие в таких кощунствах.
На Первом Вселенском Соборе присутствовали священнослужители разных чинов и уровня образования. Святой Афанасий Александрийский защищал истину в богословских прениях, а святитель Спиридон Тримифунтский, доказывая единосущие Христа с Богом Отцом и Святым Духом, взял в руки кирпич и сдавил его так, что из него потекла вода, вверх взметнулся огонь, а в руке святого осталась сухая глина. «Вы видите три естества, - сказал тогда святитель, - а кирпич был один. Так и в Пресвятой Троице - Три Лица, а Божество Едино!» Явное чудо убедительнее слов посрамило арианское заблуждение. А святой Николай в этот ответственный момент почувствовал необходимость физического воздействия для вразумления гордого лжеца и ударил его, что, безусловно, также повлияло на решение Собора осудить ересь Ария.
После того как во время прений неоднократно прозвучало слово «единосущный», Император Константин попросил принять это определение как догмат Церкви, и Отцы единодушно согласились. А по кончине первый христианский Царь, сыгравший столь значительную роль в защите Православной Церкви, был причислен к лику святых и наречен равноапостольным.
Ария же Собор низложил, но долго еще его приверженцы смущали верных и вредили Церкви. Еретики имели высоких покровителей среди других властителей мира сего. В конце концов Арий умер позорной смертью. Но не погиб тот, кто вложил в ум и сердце несчастного отступника ложное учение, - диавол, неутомимый лжец и противник Божий. И по сей день он исполняет свое дело, противостоя христианам во брани за Христа, за Церковь, за истину.
Год за годом, век за веком, тысячелетие за тысячелетием враг рода человеческого старается расслабить дух христианский, дух ожидания Пришествия Христова, трезвения и готовности встретить Господа. Новую толстовскую ересь о непротивлении злу и покорности антихристианским властям мира сего он сумел привить ныне многим христианам, представляя это учение согласным с заповедями Божиими.
Мы знаем, что наш враг коварен и хитер, но почему-то пребываем в безпечности. И, называя себя верующими и воцерковленными, пытаемся служить и Богу, и маммоне. Бесы внушают нам помыслы, а политики говорят о свободе, равенстве и братстве, хотя тут же издаются законы, утверждающие рабство, превосходство одних над другими и борьбу всех со всеми.
Дорогие мои! Нельзя в наше время жить бездумно. Враг нашего спасения сейчас всех нас испытывает всяческими искушениями, соблазнами и недоумениями, бедами и скорбями житейскими и духовными. Великое отступление от Бога поглощает род людской, и наступает последний этап борьбы диавола с Богом. Слуги антихриста с помощью ереси экуменизма хотят изменить догматы Церкви и одновременно насаждают рабство экономическое, взаимосвязанное с духовным, - через присвоение людям личных номеров и электронных документов.
Но мы не должны унывать. Будем надеяться, что с Божией помощью мы не поверим бесовской лжи, не примем бесовскую ересь о первостепенности земного благополучия. Необходимо помнить, что смысл нашей временной жизни - постоянно, чем бы мы ни занимались, быть в сердце и уме своем с Создателем - Богом, Который зовет нас к Себе, в Свою Вечность. Но лишь тот, кто не только держит всегда эту мысль в голове, но еще и понуждает себя трудиться в подвиге молитвы, исполнять утреннее и вечернее правило, соблюдать посты - только такой человек получит от Бога силы для преодоления страха, маловерия и всех искушений.
Потихоньку, не суетясь, не впадая в крайности, нам надо трудиться над своим духовным образованием. Если мы посмотрим на современную жизнь, то увидим во всем премудрый и благой Промысл Божий. Такого обилия духовной литературы как сейчас, пожалуй, не было на протяжении всей истории Церкви. Конечно, с одной стороны, мы видим неимоверный размах диавольской пропаганды лжи, но у нас есть пока и неограниченная возможность укрепляться в вере с помощью святоотеческих писаний. И потому пустая трата времени сейчас, сидение у телевизора - величайший грех, к тому же чреватый опустошением и осквернением души. Святые Отцы, память которых мы сегодня совершаем, предвидели трудности наших лукавых дней. И они непременно станут нашими верными помощниками, если мы будем с любовью и верой чтить их память и изучать их творения. Аминь.
Протоиерей Георгий ВАХРОМЕЕВ,
настоятель храма во имя
Святой Живоначальной Троицы
на Шаболовке, г. Москва