Что умела 10-летняя девочка сто лет назад?
А что умеют нынешние городские дети? В лучшем случае - сходить за хлебом, вынести мусор, помыть посуду. Дальше этого круг их забот, как правило, не распространяется. Можно вспомнить прошлое и сравнить, какие многочисленные обязанности несли дети в простых крестьянских семьях сто лет назад…
Наш народ издавна говорил: маленькое дело лучше большого безделья. И в воспитании детей наши предки строго придерживались этого принципа. К 10 годам дети в семьях уже становились самостоятельной «хозяйственной единицей».
Девочек даже раньше, чем мальчиков, приучали к посильному труду. С 5-6 лет они уже должны были уметь прясть, помогать на огороде, ухаживать за младшими. Благодаря науке мам, бабушек и других старших женщин в семье, в 10 лет они переходили на иной уровень ответственности: подросшая дочь считалась уже вполне взрослой девушкой. Если знакомые и соседи давали ей уничижительное определение «непряха», это было очень плохо. На хорошего жениха ей тогда можно было не рассчитывать.
Как же строился процесс обучения? Исключительно на личном примере. Обычно мать в ходе домашних и полевых работ показывала дочери, как и что она делает, затем доверяла выполнить самое простое задание, и по мере усвоения трудовых навыков задания усложнялись. В 5-6 лет маленькая хозяйка могла присмотреть за цыплятами, а в 10-12 - уже выгоняла корову на пастбище и доила ее. Эта непрерывность домашнего обучения гарантировала высокий результат.
Не бунтовали ли дети против такого строгого уклада? Разумеется, нет. Навыки, привитые им с детства, позволяли выжить в самых трудных условиях. С другой стороны, среди простых людей очень сильна была христианская традиция: служение отцу и матери уподобл*лось служению Богу. Детям сызмала прививали такие понятия, как сыновний долг, уважение к старости и осознание того, что семья - это главное в жизни, и любой труд на ее благо уважаем.
Что же умела деревенская девочка к 10 годам? Первая из ее забот - это «бабий кут», женское царство у печи. Обычно кухонный угол занавеской отделялся от избы, и сильный пол без крайней нужды туда не заходил. Здесь хозяйка проводила большую часть времени: готовила еду, поддерживала порядок в «посуднике». На полках вдоль стен стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки, чугунки. Дочь во всем помогала матери: мыла посуду, убиралась, могла сама приготовить несложную крестьянскую еду. Она должна была подметать пол, чистить лавки, вытрясать половики; убирать постель, менять лучину и свечи, чистить керосиновые лампы. Нередко девочки сами справлялись со стиркой белья на речке и развешивали его на сушку. Летом это было скорее развлечение, а стирка зимой в проруби превращалась в суровое испытание детских сил.
В многодетных семьях на девочках был и догляд за младшими детьми, поскольку все взрослые много работали в поле. Девочку-подростка нередко можно было увидеть у люльки, которая крепилась за кольцо к центральной балке потолка. Сидя на лавке, она вставляла ногу в петлю и качала люльку, а сама в это время занималась рукодельем. Маленькая нянька сама могла перепеленать младенца, сделать ему соску из нажеванного хлеба, покормить из рожка, успокоить, когда заплачет, развлечь песнями и прибаутками.
Если семья была бедной, то в 10-12 лет девочку могли отдать в няньки-«пестуньи». За лето она зарабатывала от 3 до 5 рублей, а это сумма, немалая для подростка. Иногда с ней расплачивались продуктами: мукой, картошкой, овощами и фруктами, отрезами ткани.
Еще одним важным элементом крестьянской культуры было ткачество, ведь всю ткань для одежды, полотенец, скатертей крестьяне делали сами, потому и называли ее домотканой. Сначала девочку учили наматывать нитки на цевки (берестяные трубочки-катушки), затем - трепать лен, и прясть из него кудели (нитки). В южных губерниях они еще и чесали шерсть. Обычно всем этим занимались долгой зимой в большой бабьей компании. Уже в 5-7 лет девочка овладевала первичными навыками, и отец делал ей личную прялку или веретено - поменьше, чем у взрослых. Кстати, считалось, что собственный инструмент - это очень важно. Свою прялку нельзя было давать подружкам - «спортят». Да и чужими прялками пользоваться тоже было нельзя, ведь хороший мастер работает только своим инструментом. Потом девочку обучали работе на ткацком стане, и к 10 годам многие могли уже сами создать пояс или рушник. Первое изделие обязательно оставляли маленькой мастерице, а на следующем этапе она начинала готовить свое приданое.
Помимо того, девочка в 10 лет помогала взрослым в поле: вязала снопы, собирала колоски, ворошила сено, занималась огородом, пасла коз и гусей, убирала навоз, чистила скотину. В общем, подростковый кризис пролетал незаметно - у девочки просто не было на него времени. Зато она всегда получала похвалу от старших, которые жили по принципу «не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та дочь родна, что на всякой работе видна». Однако не стоит думать, что крестьянские дети были полностью лишены обычных детских радостей. Младшие девочки играли в «дочки-матери» тряпичными куклами, сами плели для них косы, шили наряды и придумывали украшения. Считалось, если девочка охотно играет в куклы, то будет отличной хозяйкой и матерью. Девочки постарше собирались на посиделки, где пели, вязали, вышивали и шили. Всех детей - от мала до велика - нередко отправляли в лес собирать ягоды, грибы, травы, хворост, или на речку - удить рыбу. И это тоже было веселым приключением, которое приучало их ко взрослым обязанностям.