Как открыла Русь своё сердце Христу

Jul 28, 2016 21:42


Сегодня, 28 июля, Православная Церковь празднует память святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси. Наши далекие предки называли его не иначе, как «солнце земли русской», «Владимир Красно солнышко», а Церковь назвала его равноапостольным, т.е. по заслугам и по достоинству он равен апостолам, ученикам Христовым.

Это он в 988г. вывел на берег Днепра двенадцать своих сыновей и всех киевлян и повелел крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа. То был великий день в истории нашей страны: оставив тьму идольских капищ и придуманного многобожия, люди русские обрели православную веру и чудный свет благодати Божией. Так князь Владимир водворил в царстве русском Царство Христово, источник жизни и могущества России.

Примечательно, что сам он принял крещение уже на старости лет. Вере научила его бабушка - великая княгиня Ольга, ставшая первой христианкой на Руси. Сына своего Святослава она много убеждала оставить язычество, но так и не смогла. Он вел ратную походную жизнь, много воевал, брал города и даже слушать не хотел увещания матери. В мир иной так и ушел язычником, но зато внука Владимира она успела наставить в истине. И когда пришло ему на сердце оставить многобожие, он, будучи уже князем, разослал послов в разные страны, желая узнать, какая вера самая лучшая. Глубинный внутренний призыв - как бы звон Господень - уже звучал над Русью. Пусть тихо, еле слышно, но промыслительно точно и вполне ожидаемо...

От выбора князя тогда зависело всё: и нравственная опора народа, и крепость молодого государства, и его дальнейшее будущее. Нестор-летописец в «Повести временных лет» сообщает, что в 986г. пришли к Владимиру послы из Волжской Болгарии и предложили принять магометанство. Князь выслушал их, но когда узнал, что учение их требует обрезания, запрещает пить вино и есть свиное мясо, то решительно отказал им. Следом прибыли послы из Рима и начали подробно излагать свою веру, но Владимир не пожелал их слушать: «Идите обратно! Отцы наши не приняли учения сего». Явились потом проповедники от хазарских евреев: «Мы слышали, что приходили к тебе болгаре и христиане и уговаривали принять закон их. Но христиане веруют в Того, Которого мы распяли, а мы веруем в Бога истинного, Бога Авраама, Исаака, Иакова». Слушая их речи, князь спросил:

- А где же ваше отечество?

- В Иерусалиме, но за грехи отцов наших Бог лишил нас отечества и рассеял по всей земле.

- Как же вы учите других, будучи сами отвержены от Бога? Если бы Бог любил вас, то не расточил бы вас по чужим землям. Ужели и нам того желаете?

И отверг князь хазарских послов. Вскоре после того отправил он своих приближенных, «славных и умных мужей», в столицу православной Византийской империи - Царьград. Посетив богослужение в Софийском соборе, они так были поражены церковным пением и благолепием, что по возвращении домой отвечали князю: «Не знаем, где мы были, то ли на небе, то ли на земле».

На протяжении многих веков Царьград поражал воображение всех, кто там побывал. Образ красивого белокаменного города с золотыми куполами церквей перешел в русские сказки и былины и манил, манил ожиданием трепетную русскую душу. И выбор был сделан - в пользу православной византийской веры. Желая обрести поддержку среди бояр и дружинников, князь спросил:

- Где крещение примем?

- Где ти любо, - отвечали они, полагаясь на его волю.

Сам обряд крещения в воде выглядел «краеугольным камнем» судеб России: он знаменовал собой полное очищение от прежних наслоений грязи, духовное рождение, вступление в новую жизнь. Из Царьграда привез князь священнослужителей, певчих, богослужебные книги, облачения, иконы, хоругви и всю церковную утварь. Когда шел тот большой обоз по дорогам, со стороны казалось, что вся Вселенская Церковь двинулась на просторы русской земли. Так открыла Русь своё сердце Христу.

И вот наступило единственное в нашей истории утро крещения киевлян в водах Днепра. Представим себе этот день - летний, солнечный, жаркий. Еще накануне князь объявил всему городу: «Если кто не придет завтра на реку - богатый или бедный, нищий или раб - будет мне враг». Что это за слова? Призыв или требование? Просьба или приказ? Восприняли все по-разному, но большинство рассуждало так: «Если бы не было это хорошо, то не приняли бы этого наш князь и бояре». Но во многих сердцах было и смущение: как можно презреть вчерашних грозных богов, Перуна и Сварога?..

Тем не менее, народ исполнил повеление князя. Целыми семьями, со стариками и детьми, нарядно одетые, шли киевляне к реке. «И сошлось там людей без числа, - свидетельствует «Повесть временных лет». - Вошли в воду одни до шеи, другие по грудь, некоторые держали младенцев, а священники совершали молитвы, стоя на берегу. И была видна радость на небе и на земле, а дьявол говорил, стеная: «Увы, прогоняют меня отсюда».

Люди, крестившись, разошлись по домам, а князь, обратя взор на небо, сказал: «Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на этих новых людей и дай им познать Тебя, истинного Бога. Утверди в них правую и несовратную веру и мне помоги против козней дьявола. На Тебя надеюсь и на Твою силу». Так вольный широкий Днепр стал купелью крещения для целого русского народа - подобно тому, как текучие воды Иордана когда-то стали купелью для Самого Спасителя.

...И повелел князь Владимир строить церкви по всей земле и ставить их там, где раньше стояли капища идольские. А деревянные статуи Перуна велел изрубить, сжечь и утопить в реке. И приставил 12 мужей колотить идолов жезлами. Делалось это не потому что дерево что-то чувствует, но для поругания беса, который много веков обманывал людей, будучи в образе идола, чтобы принял он возмездие от людей.

И по другим русским городам стали ставить церкви и приводить людей на крещение. И посылал князь собирать детей у лучших людей и отдавать их в обучение книжное. Матери же их, не утвердившись еще в вере, плакали о них, как о мертвых. Когда же отданы были дети в учение книжное, сбылось на Руси древнее пророчество: «В те дни услышат глухие слова книжные, и ясен будет язык косноязычных». Благословен Господь Иисус Христос, возлюбивший Русскую землю и просветивший ее крещением святым».

Что же дала Отечеству нашему православная вера, насажденная князем Владимиром? «Принесла она неисчислимое множество благодатных плодов, - писал свт. Димитрий, архиепископ Херсонский (1889г.). - Всё, что ни видим доброго, великого и славного, всё, чем ни красуются наши города и веси, что ни есть доблестного и знаменитого в истории царства русского, есть плод святой веры и ее драгоценный дар. Она собрала воедино наш народ, разделенный прежде по племенам, и расширила пределы России до концов земли. Она ввела у нас законы и благоустройство гражданское, освятила взаимоотношения, которыми связуются все члены великого семейства народа русского во единое живое и крепкое тело государства русского. Она воспитала великих и мудрых царей, знаменитых военачальников и градоправителей. Она возрастила целые лики святых и соделала их хранителями и заступниками Отечества. Она вдохновляла праотцов наших на защиту от множества врагов. С молитвой на устах они шли в смертный бой, чтобы отстоять землю предков».

Если же столь благотворна для нас православная вера, то не долг ли каждого сына Отечества более всего молиться о ее укреплении? Вера - самый первый и важнейший дар, но с ним Господь соединил и все прочие дары: силу, богатство, просвещение и славу России. И по сей день мы убеждаемся в том: где жива истинная вера, там созревает и совершается всё благое и долговечное. Пребудем же в ней твердыми и «несовратными», как молился когда-то на Днепре великий князь Владимир.

28 июля, в день Крещения Руси, в полдень по местному времени по всем храмам Православной Церкви прокатится волна колокольного звона в рамках акции «Слава Тебе, Боже!». Впервые единовременный перезвон объединил православные храмы и монастыри России, Украины, Белоруссии, Молдовы, Азербайджана и Казахстана в 2012г.

крещение, Православие, Русь

Previous post Next post
Up