Письмо Священного Кинота Святой Горы Вселенскому Патриарху о Великом Соборе

Jun 07, 2016 11:08

Священный Кинот
Святой Горы Афон
Кариес 12.25 Мая 2016г.
№ Ф. 2/7/1085
Его Божественному Всесвятейшеству
Нашему Всеуважаемому Отцу и Господину
Господину Варфоломею
Фанар

Всесвятеший Отец и Господин!

Письмо Священного Кинота Святой Горы Афон Сыновне и с глубоким почтением в Воскрешем Христе мы торжественно, радостно приветствуем Ваше Божественное Всесвятейшество приветствием «Христос Воскресе».

Согласно установленной традиции нашего Священного Места мы собрали Чрезвычайное Двойное Священное Собрание и с благочестием приняли на наше рассмотрение :

А) Письмо от 11 марта 2016г. от Вашего Достоуважаемого Патриаршества, которым Вы сообщили нашему Священному Киноту о созываемом Святом и Великом Соборе с пересылаемыми нам шестью предсоборными текстами-документами.

Б) Ваше Патриаршее и Синодальное Окружное послание от 20 марта сего года, в котором в качестве главной и важной цели Всеправославного Собора преподносится то, что необходимо «показать, что Православная Церковь является Единой, Святой, Кафолической и Апостольской Церковью, соединенной в Таинствах, и безусловно в Божественной Евхаристии, и что Православная Церковь верит этому, но и явить это в соборности» и в нем признается, что «всправославно согласованные и представленные для Святого и Великого Собора тексты-документы публикуются и предлагаются в распоряжение всего верующего народа с добрым расположением для его информирования и извещения, но и для выражения своего мнения и своих пожеланий к Святому и Великому Собору».

Отвечая на отеческую просьбу Вашего Божественного Всесвятейшества, мы со всеми находящимися на Святой Горе боголюбивыми отцами непрестанно молимся единому Истинному Богу нашему, Воскресшему Господу Иисусу Христу, дабы Он благословил и облагоухал высокий труд Святого и Великого Собора во благо Его Церкви и действительно доказал единство Святой нашей Православной Церкви, той самой, которая по сути является Единой, Святой, Кафолической и Апостольской Церковью.

В связи с этим, с пристальным вниманием и усердием изучая предособорные тексты, мы приходим к следующем выводам, которые мы с благоговением предлагаем на Ваше благоусмотрение:

Мы проявляем уважение и по достоинству чтим Мать Великую Христову Церковь и Вас Вселенского Патриарха и нашего Отца. Мы непрестанно молимся о мученической Первопрестольной Церкви и поддерживаем Вселенскую Патриархию в несении Ее многолетнего тяжелого креста. Что же касается вопросов, которые волнуют сознание Святой Православной Церкви, то мы с сыновним почтением и любовью, как это делали и наши прежние отцы, благочестиво выражаем наше мнение и наши предложения.

Мы верим, что при составлении предсоборных текстов, которые в последствии были опубликованы в соответствии с решением Синаксиса Уважаемых Предстоятелей (21-28 января 2016), на Всеправославных Предсоборных Совещаниях, было проявлено сильное и любочестое стремление Представителей Святейших Церквей.

Поэтому мы полагаем, что касается предсоборных текстов, то они нуждаются в прояснении, с тем, чтобы в них четче излагалась диахроническая традиции Святых Отцов и соборный вклад Церкви. В этих замечаниях мы смиренно предлагаем наше мнение и предложения для оценки и употребления Церковью

Первое замечание касается экклезиологии. Формулировка «Православная Церковь, по сути являющаяся Единой, Святой, Кафолической и Апостольской Церковью» совершенно верно поставлена в качестве преамбулы в начале текста «Отношения Православной Церкви к остальному христианскому миру» в таком смысле и в таком понимании, что тем самым выражается Ее уникальность. В то же время Святой и Великий Собор, как соборный орган, который больше, нежели Предсоборные Совещания, должен дополнить формулировку соответствующего текста и должен избегать термина «Церковь» в отношении инославных, используя для них термины «христианские веры и исповедания» (χριστιανικά δόγματα καί ὁμολογία). Инославные также смогут более ясно понять, что о них думают их искренние православные собеседники. В связи с этим была бы более верной во 2 й строке п. 6 данного текста фурмулировка «Православная Церковь знает (γνωρίζει) (вместо αναγνωρίζει - признает[1]) историческое существование иных исповеданий (конфессий)…».

Далее смысл слова единство Церкви равным образом используется неясно. Мы верим, что к Ее (т.е. Церкви, примеч переводчика) единству принадлежат только члены Православной Церкви, как Тела Христова, они являются причастными «славе» (боготворящей Благодати Святого Духа), о которой молился Великий Архиерей Господь наш Иисус Христос. Только об этом, согласно истолкованию богоносных Отцов, говориться в словах «да будут вси едины, якоже Аз в Тебе» (свт. Афанасий, свт. Иоанн Златоуст, свт. Кирилл Александрийский). По отношению ко всем, как самосознанию православной паствы, так и инославных, нам следует говорить о возвращении отделившихся от Единой, Святой, Кафолической и Апостольской Церкви, то есть от нашей святой Православной Церкви, дабы воцарилась ни чем непоколебимая «неразрывная связь между правой верой и общением в таинствах»,[2] как это было изложено святыми Вселенскими Соборами.

В этом смысле единства Церковь «всегда развивала диалог с отстоящими от нее, ближними и дальними», и в этих рамах появляется возможность выразить Ее апостольскую природу «в новых исторических условиях», при объективной цели - заранее расчистить путь для возвращения их к Ее святоотеческому единству. Посему мы вносим конкретное предложение в пар. 5 завершающей фразы «утраченного единства христиан», чтобы его сформулировать следующим образом: «возвращения к истине отдалившихся от Нее христиан».

Второе замечание будет относиться к предсоборным текстам, в которых необходимо сделать корректуру с тем, чтобы они отображали диахроническое самосознание Церкви, таковыми являются те, которые касаются двусторонних и многосторонних межхристианских диалогов. Способ проведения и ведения богословских диалогов в целом не успокаивает церковную полноту, а что касается нас, Священный Кинот время от времени и при различных обстоятельствах высказывался в отношении официальных документов относящихся к богословским соглашениям с инославными, и выражал протесты против совместных молитв и иных богослужебных действий (литургических лобзаний и т.д.), поскольку по своей сути они дают образ ложного единства с ними, как говорится в документе нашего Специального Постоянного Священного Собрания от 9/22апреля 1980г. Если быть конкретными, то в пар. 18 текста «Отношения Православной Церкви к остальному христианскому миру» то необходимо сделать уточнение, что Православная Церковь никогда не могла принять мысль о единстве Церкви как о некоем межконфессиональном приспособлении или как участии в совместных молитвах и иных богослужебных действиях, которые создают путаницу в сознании православной полноты. Равным образом невозможно нам не выражать свое особое беспокойство и благословенные протесты в отношении продолжающегося участия православных во «Всемирном Совете Церквей» (ВСЦ).

Третье относится к «Регламенту организации и работы Святого и Великого Собора Православной Церкви», которым, как нами предвидится, создаются практические трудности, поэтому и мы хотим избежать главной проблемы связанной со способом организации и равночестного участия епископов. Во всяком случае, с ним связан пар. 22 текста «Отношения Православной Церкви к остальному христианскому миру», в котором сообщается о том, кто является «конечным судией в вопросам веры», где следовало бы сделать более ясное уточнение о том, что церковное предание признает в качестве конечного судии в вопросах веры сознание церковной полноты, которую выражают либо отдельные лица, либо соборы иерархов, либо верующий народ, которые должны быть утверждены через соборные решения.

Мы также полагаем, что в решениях Святого и Великого Соборе необходимо включить сообщение и о великих Соборах после святого VII Вселенского Собора (при свт. Фотие Великом в 879г, при свт. Григорие Паламе 1341-1351гг, и о тех, которые низложили униональные соборы в Лионе и Флоренции), поскольку через сообщение об этих соборах полностью проясняются догматические и экклезиологические расхождения с инославными (о filioque, тварности благодати, примата Римского папы и т.д.).

Четвертое и, которое относится к нам, касается духа текста «Миссия Православной Церкви в современном мире». Текст отличается духовной чуткостью, но как мыслим мы как Святогорцы и наследники исихастской аскетической традиции, что это надлежащим образом более восполнится (в соответствии с тем, чему дается предпочтение в пар. 6, 13) при большем раскрытии того, что касается соответственно православной антропологии и космологии, как они преимущественно изложены свт. Григорием Паламой. Если быть более конкретными, то необходимо сделать добавление:

«Бог может открываться человеку при непосредственном общении с Ним, когда достигший совершенства применяет по благодати подвиг и постоянно ищет Его с помощью умной молитвы. Целью этой этой строгой и таинственной духовной жизни является обожение, то есть личностное переживание молящимся Божественного Света Преображения. Необходимым условием для достижения этого является то, чтобы личностная совершенство, общение с Богом и откровение Его происходили только в лоне Церкви. Весь аскетически подвиг осуществляется только с помощью Божественной благодати, а не независимо от нее (то есть либо с помощью использования различных техник, встречающихся в различных древних и современных мистических течениях или с помощью автономного развития человеческого интеллекта и познания).

В этих рамках центральное место занимает различение между сущностью и нетварными энергиями Бога. Бог не остается неприступным для человека, но Он является ему в непосредственной связи и личностном общении с ним посредством Его нетварных энергий. Человек также участвует в божественной жизни и становится богом по благодати. Божественная энергия не является неопределенной силой или сверхсилой, она является личностной жизнью и Троичным Богом, Который становится постижимым и причастным для человека, Который входит в историю и его жизнь, дабы он «становился общником божественной природы», носящий «образ Божий» и идущий к достижению «подобия» через аскетический подвиг, добродетельную жизнь и бесстрастие».

Посредством вышеизложенного боготворящего пути в сердце человека входит мир по благодати, или «свышний мир», которого добиваются достичь с помощью межрелигиозных инициатив и мероприятий.

Всесвятеший Отец и Господин,

Выражая глубокое почтение к трудам тружеников на Предсоборных Совещаниях, мы в силах сказать в заключении, что предсоборные тексты нуждаются в некоторых исправлениях для того, чтобы выражать кафолическое мышление наше Святой Православной Церкви. Мы сыновне предлагаем на рассмотрение просьбу, между всем прочим, чтобы учли и приняли на последующее благорассмотрение, внимание и молитву представленные наши предложения, дабы Святой и Великий Собор смог бы «стать авторитетным выразителем канонического предания и диахронического церковного деяния через работу соборной системы»[3] Церкви. Тогда великая радость случится на небе и на земле, и тогда удаться избежать вероятных разногласий и расколов, повсюду же церковная полнота «едиными усты и единем сердцем» прославит Всесвятого Троичного Бога, надежду на спасение всего мира.

Посему, горячо и от всего сердца воссылая молитвы к Воскресшему Господу о Вашем Божественном Всесвятейшестве и о благополучном завершении работы созываемого Святого и Великого Собора, мы пребываем к Вам с самым глубоким уважением и сыновней преданностью.

Все Антипросопы и Предстоятели 20 Священных Монастырей Святой Горы Афон

На Внеочередном Двойном Священном Синаксисе

волчий собор, обращение, Афон

Previous post Next post
Up