3 ноября в Запорожье состоялось очень значимое для Украинской Православной Церкви событие, начало которому было положено еще год назад, когда 23 декабря 2014 года решением Священного Синода к лику местночтимых святых Запорожской епархии был причислен последний кошевой атаман Запорожской Сечи Петр Калнышевский (+1803). И вот венец торжества - на Божественной Литургии в Покровском архиерейском соборе Запорожья, которую возглавил Блаженнейший Митрополит Киевский и всей Украины Онуфрий, был совершен Чин прославления святого праведного Петра Калнышевского.
Наместник Святой Успенской Киево-Печерской Лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел, как постоянный член Священного Синода, был участником всех мероприятий, связанных с прославлением святого казака. И нам, конечно же, было интересно узнать побольше о личности новоявленного праведника. А сама тема беседы предполагала и более общие вопросы, связанные с почитанием святых, с их ходатайством за нас перед Богом. А еще хотелось понять, есть ли в нынешнее время возможность вести праведную жизнь, особенно если это касается мирянина, живущего в огромном шумном мегаполисе - столице неспокойной страны.
Но первый, главный вопрос, который мы с начальником Интернет-отдела Лавры архимандритом Иларионом задали Владыке, касался его личных внутренних переживаний, ведь не каждому человеку дано взять на себя такую ответственность - засвидетельствовать миру нового святого.
- Владыка, мы понимаем, что о чувствах говорить трудно, но все же, что было у вас в душе, когда на Священном Синоде Вы принимали решение о канонизации нового святого?
(...) Ваш вопрос мне представляется достаточно важным для рассмотрения, поскольку не каждому человеку дано присутствовать при таком великом событии, как канонизация святого. И вы правы, чувство, которое испытываешь при этом, невозможно сравнить ни с каким другим. Когда являешься участником принятия исторического решения, то буквально физически ощущаешь возлагаемую на тебя ответственность перед Богом, перед Церковью, перед всем православным народом.
Не смогу объяснить или даже просто рассказать о том, что чувствовал на заседании Священного Синода, разве что поделюсь некоторыми мыслями и ощущениями. Во-первых, я в очередной раз увидел и особенно остро осознал величие Божьего Промысла, непостижимую глубину Божественной мудрости и Его неистощимую любовь к грешному человечеству. Подумайте, поздняя жизнь и деяния Петра Калнышевского на посту кошевого атамана никогда не были секретом для людей, интересующихся историей нашей страны. Однако только сейчас, более чем через два столетия после его праведной кончины, Господь указал нам на духовные труды и подвиги этого человека, явил его во всей славе и во всем достоинстве.
Почему это произошло именно сейчас? Может быть потому, что наша государственная власть практически бездействует, попирает не только земные законы, но и Законы Небесные, не считается ни со своим народом, ни со своей историей, ни со своим Отечеством? Что ждет нашу страну завтра? Какая идея, или какая личность смогут соединить нас в одно целое? И вот тут-то Господь по Своему человеколюбию и Своей величайшей милости воздвигает нам праведника.
Последний кошевой атаман Войска Запорожского Петр Калнышевский был выдающимся военачальником, политиком, прекрасным организатором, при котором Запорожская Сечь достигла высокого экономического и хозяйственного развития. И при этом он был глубоко верующим человеком, регулярно исповедовался и причащался Святых Христовых Тайн, жертвовал немалые средства на строительство церквей, поддерживал монастыри, огромные суммы отдавал бедным. За это он снискал любовь и уважение простых казаков. Об этом говорит тот факт, что кошевым атаманом он был избран дважды, причем второе его правление длилось больше десяти лет подряд, что стало уникальным случаем за всю историю Сечи.
Когда в 1775 году в результате придворных интриг Екатерина ІІ решила ликвидировать «казачью вольницу», многотысячные императорские войска окружили Сечь, которая в это время была практически пуста - большинство казаков или разошлись по домам, или отправились на промыслы. Так что о полноценной обороне даже речи быть не могло, хотя многие «горячие головы» буквально требовали от кошевого атамана принять бой. Так Петр Калнышевский был поставлен перед выбором: или пролить кровь, или отказаться от самого себя и стать жертвой за других. И он выбирает второй, Евангельский путь. С большим трудом ему удалось уговорить казаков сдаться. Да, в результате нападавшие разграбили военную сокровищницу, из хранилищ вывезли оружие и боеприпасы, захватили кошевой архив. Но цель атамана была достигнута - кровь казацкая не пролилась. А вот сам Петр Иванович попал в плен и был препровожден в Санкт-Петербург на суд. Калнышевскому тогда было 85 лет.
Сначала его приговорили к смертной казни, но помня заслуги кошевого атамана перед Отечеством, и по ходатайству графа Потемкина приговор изменили на пожизненное заключение. Местом же пребывания выбрали Соловецкий монастырь. Там, в келье размером три метра на четыре, старец провел более 25 лет. При этом ему было запрещено всяческое общение даже с монахами, исключение делалось только для его духовника, не допускалась переписка с родными, а на воздухе он бывал 3 раза в год, когда его выпускали на богослужение в церковь - на Пасху, Рождество Христово и Преображение. Фактически Петр Калнышевский все это время прожил в строгом затворе.
Когда срок его заточения закончился, то уже внук Екатерины ІІ - Александр І - подписал Указ о помиловании. Но в ответ на сообщение, что ему дарована свобода, Калнышевский написал: «И здесь оною наслаждаюсь в полной мере». А на вопрос императора, что он может сделать для атамана, чтобы тот провел остаток жизни в более удобных условиях, 110-летний слепой старец попросил разрешения остаться в монастыре. Сейчас, найду точную цитату. Вот: «Желаю остаток дней моих посвятить в служении Единому Богу в сем блаженном уединении, к коему чрез двадцатипятилетнее время моего здесь пребывания привык я совершенно, в обители сей ожидать со спокойным духом приближающегося конца моей жизни».
Господь дал многие испытания Петру Ивановичу, уязвил его многими болезнями и страданиями, однако оставил ему острый ум, рассудительность, любовь к народу и Отечеству. И истинно верующий православный казак не роптал, не осуждал, не гневался, а как должное принимал все тяготы своей жизни. Кстати говоря, сам Александр І, после детального изучения причин заточения кошевого атамана, так и не понял, в чем состояла его вина. Таким образом, место своей скорби и духовных страданий Калнышевский превратил в место духовного подвига. И когда он отошел ко Господу, то в знак глубокого уважения и почитания братией монастыря этого боголюбивого старца, его погребли на почетном месте - южном подворье Спасо-Преображенского собора при Успенской церкви, рядом с соловецким архимандритом Феодоритом. И помнят о нем на Соловках до сих пор. В 2002 году, если не ошибаюсь, когда был открыт некрополь в Германовском дворике, там расположили и надгробную плиту с могилы атамана. А одним из самых частых вопросов со стороны паломников является вопрос об истории Петра Калнышевского.
Сегодня, когда наши руководители, как и все мы, оставлены на Суд Божий, когда многие из нас отрекаются от своей истории, от своей страны, от своих корней, Господь воздвигает праведника, который бы напомнил нам всем о долге любви к земному Отечеству, о долге любви к народу, о долге милосердия и человеколюбия. И надо сказать, что прославление Петра Калнышевского столкнулось со многими препятствиями и со стороны духовного начальства, и со стороны начальства светского, и реставраторы долго не хотели уступать, не разрешали работы там, где было свыше указано место погребения праведного Петра. Но у Бога нет невозможного, и Господь так даровал, что даже частица мощей попала в икону. Говорю «даже» потому, что мощи остались без тела, без мышечных тканей, как на Афоне - весь, скажем так, набор костей человеческого скелета.
Это не первая канонизация, участником которой я был. Мне выпала величайшая милость быть при прославлении священномученика Прокопия, святителей Киевских Павла Тобольского и Филарета (Амфитеатрова). И каждый раз я испытывал совершенно необъяснимое, неземное чувство. Представьте, две Церкви сливаются воедино: Церковь Торжествующая - Царство Небесное, опустилась на землю и соединилась с Церковью Воинствующей, то есть Церковью ныне живущих людей, Церковью земной. Кстати, многие неверующие недоумевают и часто обвиняют нас в том, что Церковь наша - Воинствующая. Так вот, мы воюем не против стран и народов, а воюем сами с собой, со своими грехами, с врагом рода человеческого - диаволом.
Когда мы совершали Чин прославления праведного Петра Калнышевского, в храме было, как говорится, негде яблоку упасть. Но все проходило чинно, спокойно, торжественно. А на улице бушевал штормовой ветер. И вот, на Евхаристическом каноне из храмовых дверей буквально вылетели все стекла! Но никто из присутствовавших не пострадал! Вот и думайте, случайность это, или Господь через такое чудо дает нам пищу для размышлений. Это действительно были очень трогательные, очень переживательные минуты. Не зря Блаженнейший митрополит Киевский и всей Украины Владимир говорил, что когда на Литургии мы первый раз поем тропарь новопрославленному святому, то тогда вся Церковь Торжествующая поздравляет его и приветствует в Царствии Небесном.
- Владыка, а при обретении мощей праведного Петра Калнышевского Вы тоже присутствовали?
- Нет, мощи его в Соловецком монастыре, а я там, к сожалению, ни разу еще не был. Но очень хочу поехать, потому что сегодня, когда обезумевшие люди ради своих политических амбиций, или попросту, из-за гордыни и тщеславия разделяют всех нас, то россияне и многие украинцы направили свои стопы туда, где царят радость уединения с Господом - на Афон или Валаам. Ведь душа человеческая по природе своей - христианка, она ищет общения с Богом и со святыми людьми. Раньше все спешили в Лавру. Думаю, что за время ее существования не один десяток миллионов человек со всего мира побывал здесь. Но сейчас все перевернулось с ног на голову, наши соотечественники все больше и больше забывают о том, где находится духовное сердце нашей страны, нашего народа.
А вот русские, россияне, умеют славить своих святых, умеют дорожить ими, что, к огромному сожалению, уже разучились мы - украинцы. Но ведь русские - это те же украинцы, или наоборот, украинцы - это русские. Начиная с ХІІ века и до сегодняшнего дня. Мы были одним целым, знали свою историю, видели преподобных святителей Алексия и Петра, управлявших тогда русской, не российской, не украинской, а Русской Церковью. А сколько духовных птенцов вышло из Киево-Печерской Лавры! Это - Димитрий Ростовский, Василий Рязанский, Тихон Задонский… Серафим Саровский брал здесь благословение. Все они все имели непосредственное участие в жизни Лавры.
Но сегодняшнее осуществление древнего принципа «разделяй и властвуй», приведшее к прискорбной неприязни и противостоянию между нашими народами, отбивает у людей желание посещать наши общие святыни!
- Владыка, с прославлением нового святого что-то меняется в жизни Церкви? Другими словами, что это дает всем нам?
- В жизни Церкви ничего не меняется. Но она становится богаче еще на одного святого. Народ получает еще одного явного свидетеля и праведника в Царстве Божьем, молитвенника и ходатая за всех. Когда мы ходим по земле, то, за редким исключением, не знаем кто из нас святой. Но после прославления чувствуем их заботу и молитву о нас грешных. Это что касается духовной жизни. Но мы становимся богаче и в нашей обыденной жизни, мы становимся богаче не только историей Церкви, но и историей государственности.
Вот смотрите, кто из святых был плохим гражданином земли? Ни один, а иначе бы он не взошел на Небо. Господь дал две заповеди - любовь к Богу и любовь к ближнему. Под ближними подразумеваются не только наши родственники, а каждый человек, ведь мы все несем в себе образ Божий, и кто не любит людей, тот не любит Бога. Каждую заповедь нужно выполнять всемерно. Как можно любить мать и отца, но не любить своих родных тетей и дядей? Любить брата родного, но не любить двоюродного? А ведь у всех нас одни прародители - Адам и Ева.
Как может человек, любящий Бога, не любить данный Богом мир? Как человек, любящий Бога, может роптать на испытания, посланные Им, какими бы тяжелыми они не были? Как человек, любящий Бога, может идти наперекор Ему, менять основы Его мироздания? Вот и получается, что человек, живущий плохой земной жизнью, никогда не станет насельником Царства Небесного.
А вот достигший совершенства, достигший святости не знает и не имеет ни границ, ни национальностей, ни положения в обществе - для него существует только Христос! Вспомните, как Серафим Саровский восклицал: «Радость моя! Христос воскресе!». Кто бы ни приходил к нему - грек или иудей, украинец или поляк, богатый или бедный, каждого он встречал этим приветствием: «Радость моя! Христос воскресе!». А преподобный Агапит Печерский? Пришел к нему иноверец, врач-армянин. Он не прогнал его, принял, выслушал. Тот говорит, мол, умрешь ты скоро. На что Агапит ответил, что не умрет до тех пор, пока армянин не примет Таинство Крещения, а он будет жить столько, сколько нужно, пока это не произойдет. Так и получилось, ведь Господь исполняет волю праведника: армянин принял веру Христову, а преподобный Агапит жил столько, сколько захотел.
А Никола Святоша, князь Черниговский и преподобный Печерский? Он - правнук Ярослава Мудрого, а в Киево-Печерской Лавре выполнял послушание сначала на кухне, потом - привратником. И когда родные братья заставляли его покинуть обитель, он не препирался с ними, а только плакал и молился. Печерский патерик оставил нам такое свидетельство. У Николы, когда он был еще в миру и назывался князем Святославом, был врач по имени Петр. И вот, братья послали именно этого врача, чтобы тот отговорил князя от пострига. Петр стал приходить к Николе и прямо говорить, что монашество ведет к скорой смерти, что многими трудами и воздержанием истощается здоровье, что негоже князю и потомку князей работать как раб бесправный. Многое еще говорил он Николаю, но преподобный неизменно отвечал, что не будет щадить плоть, чтоб она не тяготила похотями дух.
Более того, он и самому врачу говорил, чтобы тот не лечился в случае болезни, а уповал на Господа. Однажды тот не послушался, выпил свое лекарство и чуть не умер. И только по молитвам Николы выздоровел. Когда радостный Петр пришел к нему с благодарностями, святой ответил: «Тебе следует постричься и быть в этом монастыре вместо меня, потому что я через три месяца отойду от мира». Сказав это, преподобный пошел готовить себе место для погребения. И тут врач заплакал и стал взывать, что он готов принять смерть вместо своего любимого князя и духовного наставника, на что Никола еще раз предложил ему принять постриг, а остальное оставить на волю Божию.
И что? Петр постригся, и все то время, которое осталось преподобному до предвиденной им смерти, провел в слезах и молитве. И через три месяца... отошел ко Господу. А блаженный Никола Святоша еще тридцать лет прожил в монастыре, не выходя в мир. Видите, какой глубочайший смысл заключается в духовной жизни, жизни в Церкви!
Как бы ни кричали, что мы патриоты и государственники, как любим свой народ и такое прочее, пока не станем жить по Заповедям Господним, то никаких духовных вершин не достигнем. А значит, и не станем хорошими гражданами земли, не говоря уже о Царствии Небесном! А тот, кто любит Бога и ближнего своего, тот не имеет препятствий при восхождении на Небо. Даже духи злобы поднебесной не могут перед ним устоять!
- Значит, еще одна святая душа молится за нас перед Господом?
- За нас, за землю Русскую и Вселенскую Церковь! А молитва праведников может многое, только мы должны просить их о помощи: «Просите, и дано вам будет» и научиться правилам жизни с ними.
- Они тяжелые, эти правила?
- У Бога нет ничего тяжелого! Разве Христу мы были тяжелы? Нет, Он только страдал и рыдал, что мы так живем. А крест Свой он нес безропотно. Господь любит нас, и для праведников, которые были подобны нам, мы не тяжелы, конечно, если скорбим о своих грехах и каемся в них.
Есть такое народное предание, которое, конечно, не имеет никакого отношения к Преданию Церкви, однако на простом, бытовом уровне прекрасно объясняет, как нужно жить, чтобы жить было легко. Одна злонравная женщина попала в ад. И вот, ужаснувшись увиденному, чуть ли не впервые взмолилась она Христу, чтобы спас ее от геенны. Спаситель, по милосердию Своему, посмотрел, что же доброго сделала эта женщина. И увидел, что за всю свою жизнь она лишь однажды подарила кому-то клубок ниток. Взял тогда Господь эту нитку, опустил в ад и послал Архангела, чтобы вытянул грешницу.
Когда та ухватилась за спасительную нить, Архангелу было несколько тяжеловато тянуть. Но когда со всех сторон на нее стали цепляться и другие грешники, ему становилось все легче и легче. И так бы он и вытащил всех из ада, но женщина, увидев, что не только она одна спасется, стала руками-ногами отбиваться от всех, отрывать их от нити, сталкивать их вниз. И когда она осталась одна, то Архангелу стало так тяжело, что он не удержался и выпустил ту нить.
Вот так наш народ вполне точно сформулировал правила праведной жизни и жизни с праведниками: каяться и молить Господа о прощении грехов, не завидовать, не тщеславиться, любить ближних, подавать им руку помощи и творить добрые дела. Тогда и святые, и ангелы будут ходатайствовать за тебя перед Вседержителем.
- Владыка, мы говорим о святых, о молитвах к ним, о просьбах к святым о какой-то конкретной помощи. Однако часто от людей неправославной веры можно услышать упрек, что молиться нужно только одному Богу, что человеку не нужны посредники между ним и Господом, и что упомянутые Вами слова: «Просите, и дано вам будет» относятся только к Христу, только Его нужно просить о помощи и о помиловании. Что же ответить этим упрекающим?
- Мил человек! Ответить таким людям можно, показывая примеры земной жизни на примере земной жизни. У каждого видного человека, начальника или ценного специалиста всегда есть свое окружение - секретари, помощники, советники, друзья-соратники... И если нам нужно попасть на прием, скажем, к министру, то, в первую очередь, мы ищем того, кто может нас порекомендовать, представить в хорошем свете. Если мы придем сами по себе, в порядке, как говорится, живой очереди, то еще неизвестно, примут ли нас. И совсем другое дело, если кто-то из друзей этого министра скажет ему, мол, «есть один очень хороший человек, прими его, пожалуйста». Как вы думаете, в каком случае ваша встреча состоится быстрее и будет иметь положительный результат?
Еще более простой пример. Если идя по бездорожью мы упадем в яму, то какой смысл кричать и звать на помощь, если можно постараться выбраться самому? Если ямка неглубокая, то может быть и удастся вылезти из нее. А если это овраг, да еще и дно из размокшей глины, после дождей? Выберешься сам? А если это поздняя ночь, и место это среди полей бескрайних? Тогда-то и начинаем мы молиться о помощи. И вот услышал нас Господь! И что? Он сам придет к нам на помощь? Сам подаст руку, или спустится в тот овраг, чтобы подсадить нас? Нет, на помощь Он посылает нам человека, чтобы мы поняли - Господь в человеке.
Для того Всевышний и воздвигает нам святых, чтобы мы увидели: в этом праведнике изобильна благодать Божия, которая «немощная врачует и оскудевающая восполняет». Все святые прожили земную жизнь, и этим они подобны нам, имеют здравый смысл и понимание наших недугов и пороков. Но они молятся Господу, чтобы Он помиловал нас. Они - самые первые и искренние ходатаи за нас.
Грехи прощает Господь! Но в первый же день после Своего Воскресения Христос приходит к ученикам и говорит: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся». Господь не сказал: «Я прощаю и разрешаю», но: «Примите Духа Святого»! И священник в разрешительной молитве читает: «Благодатью мне данной...». А то, что завещанная Христом благодать действительно была дана, мы можем видеть на огромном множестве примеров. Вспомните, даже тень апостола Петра была целебной, одним прикосновением руки он исцелял и воскрешал. В Деяниях Апостолов описано воскрешение Тавифы, которую уже омыли и приготовили к погребению, но узнав, что рядом находится апостол Петр, молили его о помощи. И тогда святой апостол «преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: «Тавифа! Встань». И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села». Если захотите, то сможете найти огромное множество таких примеров, причем не только апостольских времен, но и в ХІХ-ХХ веках.
Когда мы молимся к святым, то обращаемся к друзьям Христовым. Вспомните, Спаситель прямо сказал: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам». А разве не именем Христовым святые творили чудеса еще при своей земной жизни? Ученик Христа апостол Иаков прямо сказал: «Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного». Так если мы можем молиться за других, представляете, какую силу имеют для нас молитвы святых?!
Почему мы молимся Архангелу Михаилу, чтобы он защитил нас? Потому что он выступил против сатаны и сбросил духов злобы поднебесной в геенну огненную. Кто, если не он, знает, как бороться с бесами, и кто лучше него поможет нам в этом деле?
Конечно, мы должны непрерывно и постоянно молиться Господу. Но в силу нашей греховности и расслабленности молитвы наши настолько слабы, что не долетают до Неба, они и на земле-то еле-еле слышны. Вот потому нам и нужны помощники и заступники перед Христом, те, кто поможет донести Ему нашу молитву. А кто может сделать это лучше святых угодников, которых Господь назвал Своими друзьями и поселил в Своих обителях?
Но выше всех святых и праведников, честью выше Херувимов, а славою славнее Серафимов выступает наша Заступница, Преблагословенная Дева Мария. По данной Ей от Бога силе и власти Она имеет особое дерзновение ходатайствовать за людей у Престола Своего Сына. Ее молитва доходит до Небес, это Ей Господь сказал: «Проси, Мати Моя, ибо не отвращуся от Тебе, но исполню вся прошения Твоя».
Так что, обращаясь к Господу, не забывайте о Его Пресвятой Матери и о его друзьях - святых праведниках, молящихся о нас.
- Спаси Господи, Владыка! Будем каяться, плести канат из добрых дел, просить милости у Бога, заступничества Пресвятой Богородицы и Его святых. И будем надеяться, что слова молитв наших будут услышаны!
Олег АФОНИН lavra.ua