Размышления вслух
Некоторые имеют материальное представление о рае, как о месте, где все будет радовать глаз: прекрасные цветы и деревья, слух будет услаждаться райским пением, вкус - райскими плодами, словом - рай это искуссный сад, где будут услаждаться наши внешние чувства.
Такое представление близко к пониманию о рае мусульман. Здесь в духовную область переносятся ощущения тела и строится представление о блаженстве рая на чисто материальной основе.
По учению святых отцов, сладость рая заключается не во внешнем великолепии и оформлении рая, а в переживаниях души: внешняя красота только дополняет внутреннее блаженство - создавая гармонию внешнего и внутреннего.
Как пишет св. Иоанн Кронштадский: "В мире действует непрестанно нравственный закон Бога, по которому всякое добро награждается внутренне, и всякое зло наказывается; зло сопровождается скорбию и теснотою сердца, а добро - миром, радостью и пространством сердца.
Этот закон неизменен: он закон неизменяемого, всесвятого, праведного, премудрого и вечного Бога.
Делающие или исполнители этого нравственного или евангельского закона (он тоже нравственный закон, только совершеннейший) будут непременно награждены вечною жизнью, а нарушители и не покаявшиеся в нарушении будут наказаны вечною мукою.
Здешнее же состояние наших душ предизображает будущее. Будущее будет продолжением настоящего состояния внутреннего, только в измененном виде относительно степени его".
"Что доброго приобрел кто здесь, то самое, - по словам преп. Макария Египетского,- и в оный день будет для него жизнью".
Как говорил старец Парфений Киевский - "подобно небесному и на земле есть рай, есть и ад, только невидимые; так как и Бог на небеси, Он же и на земли; только здесь все невидимо, а там все видимо, - и Бог, и рай, и ад".
Отцы Церкви вообще представляют себе жизнь человека непрестанным развитием, которое начинается здесь на земле и продолжается за гробом.
Поэтому не нужно думать, что в Царстве Небесном состояние душ остается уже неизменным и не будет идти дальнейшего совершенствования.
Преподобный Варсонофий Оптинский говорил: "Бога познавать могут люди по мере того, как будут совершенствоваться еще здесь, на земле, но главным образом, в будущем веке. Не небе все бесплотные блаженные духи все время совершенствуются, подражая низшие высшим".
Преп. Исаак Сирин утверждает: "О Царствии Небесном говорят, что оно есть духовное созерцание. Обретается оно не делами помыслов, но может быть внушаемо по благодати. Пока не очистит себя человек, не имеет он достаточных сил и слышать о нем, потому что никто не может приобрести этого изучением.
Рай же есть любовь Божия, в которой наслаждение всеми блаженствами".
Отсюда атмосфера рая: это атмосфера Христовой любви: там место лишь тем, кто научится любить не себя, а ближних.
Там все и на всех изливают свою любовь и поэтому каждый обладает неоценимым капиталом - всеобщей любви. Там каждый - центр всеобщей любви: но это лишь тогда, когда он сам до конца отдал себя на служение всем. Поэтому там радость от переживаний любви вырастает в каких-то огромных степенях, непостижимых разуму.
В Царстве Божием не может быть и разномыслия. И если у каждого из земных людей своя воля, то на небесах она одна у миллиардов небожителей - воля Господня...