С ПРАЗДНИКОМ, ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ ВО ХРИСТЕ!
Недавно мы, братие, праздновали Покров Божией Матери, т.е. молитвенное заступление Ея, со Ангелами, Предтечею Господним Иоанном, возлюбленным учеником Господа Иоанном и всеми Святыми, - о всем мире христианском пред Богом, виденное Христа ради юродивым, Святым Андреем, во Влахернском храме, во время всенощного бдения. Нынешний праздник явно говорит нам, что Божия Матерь со всеми Святыми также близка своим молитвенным заступничеством пред Богом и к нам - русским, так как подобный же порок Ея и заступничество за нас совершалось и у нас на Руси. Выслушайте, как это было.
Более двухсот лет тому назад в России настало междуцарствие; пресекся Царский род Дома Рюрика, и некого было сделать Царем. Этим бедствием нашим хотели воспользоваться соседи наши поляки и шведы, и старались посадить к нам на Царский престол каждый своего Царевича. Истощив все средства к отысканию своего Царя, в виду страшных безпорядков от неимения Царя, многие русские приняли сторону поляков, и уже во многих церквах стали поминать имя польского Царевича Владислава. Почти половина русских городов предались Владиславу; и даже самая столица - Москва почти без боя отдалась полякам. Из северных городов только Нижний Новгород да Казань и несколько городов по низовью Волги не хотели признать своим Царем польского Царевича. Больно было сердцу русских не иметь своего Царя; больно, жалко было отдавать Отечество во власть польского Царевича, который и сам был неправославным. Посему русские горячо молились Божией Матери и Святым русским угодникам Петру, Алексию, Ионе, Филиппу, Сергию, да заступят они русских пред Богом, да избавит землю русскую от чужой власти!
В это время были на Руси три человека, которые, как истинные сыны Отечества, взывали к народу о защите земли русской от поляков, о спасении Отечества от чужого владычества.
Эти люди были: инок Палицын, гражданин Нижнего Новгорода Минин и Князь Пожарский. Минин ходил по всем улицам своего города и взывал к народу: «Станем, братцы, за Святую Русь! Не пожалеем ничего, продадим все, - дома, если нужно, жен и детей, и выкупим Отечество! Сносите, православные, все, кто что может». Подобные воззвания он рассылал и по другим городам. Народ, тронутый этим призывом, нес на площадь города Нижнего и деньги, и всякие хозяйственные вещи, и дорогие женские украшения. Минин с Палицыным принимали приносимое, а Князь Пожарский готовил ополчение идти на Москву. Сообщили и в Казань о готовящейся на поляков рати и просили помощи. Казанцы пошли к Москве и подняли с собою чудотворную Казанскую икону Божией Матери, недавно прославленную. Наконец, все русские ополчения у Москвы. По случаю принесения чудотворной иконы назначен был трехдневный пост с молебствием пред чудотворною иконою. В это время в осажденной Москве томился у поляков в плену Святитель Арсений, который усердно молился Божией Матери и Московским чудотворцам-Святителям, и преподобному Сергию об избавлении России от врагов. В одну ночь келья этого Святителя озаряется светом, и он видит пред собою преподобного Сергия, который говорит ему: «молитва твоя и всех русских услышана: завтра Москва будет в ваших руках!» Весть эта быстро разнеслась в ополчении, которое, воодушевившись помощию Божией Матери, бросилось на Кремль и освободило Москву от поляков.
Вот какую великую, чудодейственную помощь оказала Божия Матерь искренне молившимся Ей о помощи! Если бы в это бедственное для России время не была подана ей помощь свыше, то русские подпали бы под власть полякам, и, Бог весть, что осталось бы с нашим дорогим Отечеством! Предки наши дорого ценили эту чудесную помощь Божией Матери. И чтобы на Святой Руси никогда не забывали о таком избавлении от бед и напастей, постигших русский народ, чудным заступлением Царицы Небесной - предки наши установили особый праздник в честь Казанской иконы Божией Матери. Достойное празднество 22-го октября в честь чудотворной Казанской иконы Божией Матери выражено было предками и в том, что они устроили храмы в память этого события, отчего эти храмы и назывались храмами Казанской иконы Божией Матери. Такое почитание этого праздника дошло и до наших времен, - и ныне у нас в России посвящено весьма много храмов в честь Казанской иконы Божией Матери. Если же известный храм и не посвящен Казанской иконе Божией Матери, то весьма многие из русских без этого посвящения почитают этот праздник, как свой храмовой, и считают его своим собственным праздником, в который должно и к службе Божией сходить в церковь, и на дому отслужить молебен Казанской иконе Божией Матери.
Все это, конечно, очень хорошо, но прискорбно видеть, что настоящим праздником вы пользуетесь не столько для принесения благодарственных молитв за избавление Отечества от погибели, и не столько для принесения молитв пред Божией Матерью, да заступит Она вас в напастях, в скорбях и болезнях и да помогает вам достигать спасения, сколько для своего плотского удовольствия, - для разгула. Очень немногие, из считающих настоящий праздник своим храмовым и празднующих его лишь разгулом, бывают даже у обедни.
Ясно, братие, что праздник Казанской иконы Божией Матери почитается вами не в честь Ея, Пречистой, не ради сказанного выше чудесного Ея избавления Отечества от погибели, а в честь или, правильнее, в безчестие вашего разгула, ради пьянства, самого безобразного, во время которого творится вами грех всевозможный до самых крайних пределов, до того, о чем даже стыдно говорить в Святом храме Божием. Сквернословие, срамные песни, ссоры, драки и т. п. творятся вами без всякой думы о грехе. А о Божией Матери, о празднике в честь Ея и помину нет! Что же скажете в свое оправдание? Скажете разве то, что-де нам, круглый год находящихся в тяжкой работе, нужно хотя в праздник отдохнуть и повеселиться. Но, во- первых, какой это отдых, когда после долгого и чрезмерного разгула человек не способен приняться целую неделю и более на работу? Во вторых, какое это веселие, когда человек-христианин творит такое множество всяких мерзостных грехов, за которые целой жизни человеческой мало, чтобы замолить их! Какое тут веселье, когда после ссоры и драк в пьяном виде, начинается у вас судьбище?
Не подумайте, что я желал бы уничтожения избираемых вами особых праздников, как например, Казанской иконе Божией Матери. Нет, я желал бы и советую вам, как ваш пастырь, праздновать их по-христиански. Прежде всего всем молиться за молебном, когда он служится в доме, потом идти к утрени и литургии, наконец, можно после литургии разрешить и на вино, которое веселит сердце человека, но в умеренном виде, за скромной и благоразумной беседой с своими родными и знакомыми, но отнюдь не дозволять себе напиваться допьяна, сквернословить, ссориться, драться и т. п. Таким образом и праздник будет почтен, за что Матерь Божия не оставит вас здесь и там Своим заступлением, и вы получите за свои потовые труды, которые равняются христианскому подвигу, законный отдых и Богом дозволенное веселие. Не забывайте никогда, что Матерь Божия избавляет от всяких бед и зол только «благонравные и богобоящиеся рабы Свои». Аминь.
Поучительное чтение в день Казанския иконы Божией Матери (22 октября)
О преданности воле Божией