В ноябре прошлого года Болгарское Министерство труда и социальной политики, а также управление по защите детей, предложили черновой вариант нового "Закона о детях". Инициаторы этого закона во время публичных обсуждений не скрывали своего негативного отношения к "патриархальной семье". "У родителей должны быть только обязанности - никакого диктаторства по отношению к детям", - заявляют они.
В народе, однако, ощущается сильное противодействие подобным нововведениям. Его называют "коммунистическим", "фашистским" и "национал-социалистическим". Государство стремится получить власть над детьми большую, чем их родители. И эти свои попытки оно маскирует "заботой о правах детей". Таким образом, государство будет "воспитывать" детей согласно своей идеологии, легко и "законно" устраняя влияние родителей.
Ниже перечислены наиболее тревожные моменты в "Законе о детях".
• Религиозная свобода не касается сферы воспитания детей. У государства появляется юридический рычаг помешать родителям "вовлекать их детей в религиозную активность".
• Законопроект утверждает практическую монополию на образование. Большие штрафы и другие наказания ожидают тех родителей, которые не будут отдавать детей в государственные школы.
• Детям с пяти лет будут преподавать "сексуальное воспитание".
• Наказуемо всякое насилие над детьми. Причем понятие "насилие" трактуется очень широко. Например, "причинение любой боли и страдания" (физическое наказание, таким образом, полностью исключается), "психологическое насилие" (жесткий разговор, недооценка), "другие виды насилия" (здесь вообще безграничное поле для воображения). Если возникли разногласия между родителями и детьми, ребенок может позвонить в социальную службу, и в семью придет эксперт для "устранения конфликта" (сдается мне, что этим экспертам проще будет поселиться в семьях, иначе им придется выезжать туда десять раз на день).
И напоследок "замечательное" высказывание представителя от ЮНИСЕФ в Болгарии: "Мы не против семьи. Но мы хотим вручить детей тем родителями, которые действительно могут их воспитывать". А кто "может" или "не может" - решать, конечно, государству.