Разговорный английский. Новая выставка достижений техники в МоМА

Aug 08, 2011 12:46


Originally published at Gotham - блог о Нью-Йорке. Please leave any comments there.


В зале на третьем этаже Музея современного искусства Нью-Йорка МоМА стоит настоящая машина по продаже билетов метро.



- Не трогайте ее руками - останавливает меня смотритель зала. Увидев мой вопросительный взгляд, тут же улыбается и говорит - «Шучу, шучу, это работающая штуковина, можно купить билет не выходя из музея». Машина эта одна из главных экспонатов новой выставки «Поговори со мной. Дизайн и коммуникация людей и объектов». Экспозиция открылась без особого пафоса и помпы в конце июля. Даже обычную неделю предпоказов кураторы выставки сократили до нескольких дней. «Поговори со мной», пожалуй, первая выставка, в которой можно трогать экспонаты, вертеть в руках, слушать, разговаривать и всячески коммуницировать.

Приятный бонус машины по продаже билетов- на обратной стороне проездного отпечатана реклама выставки. «Больше такого нигде не купите. Потом продашь на Еbay за много денег», - объясняет мне смотритель и подмигивает, как будто сам купил уже штук двадцать этих билетов. Метрошный автомат, который в зале, может «разговаривать» на четырех языках - английском, испанском, китайском и японском. К сожалению, выставленная машина не запрограммирована на общение на русском языке, которые во множестве встречаются в нью-йоркской подземке. На русском машина говорит с чудовищным одесским акцентом, предупреждая, что «С вас причитается 104 доллара».



Сама выставка оформлена в черно-белых узорах, стилизованных под штрих-коды условно поделена на шесть секций. У входа, в качестве закуски: несколько инсталляций. В стене запрятаны несколько флеш-накопителей - музейная реплика на работу «Мертвые капли» немецкого архитектора и дизайнера Арама Бартхолла. В прошлом году в Нью-Йорке этот проект скрытой файлообенной сети стал настоящей сенсацией. Бартхолл запрятал флешки в нескольких районах Нью-Йорка и люди искали места, в которых были спрятаны флешки, лишь для того, чтобы подключить свой ноутбук и узнать, что им оставили предшественники. Сегодня из музейной стены можно загрузить информацию о выставке и пару видеороликов о самой работе Бартхолла . Флешки на 4 гигобайта, так что можно и загрузить чего-нибудь другим любопытным. Еще один интересный видео ролик: «Настоящий человеческий интерфейс» - видео инсталляция испанской студии дизайна Multitouch-Barselona. В картонной коробке со стеклянной крышкой сидит настоящий человек, сортирует почту, отвечает на е-мейлы, инсталлирует обновление - в общем, ведет себя как настоящий компьютер, только с очаровательной улыбкой и хипстерскими очками.

image Click to view



Главная часть выставки называется «Объекты». В этом разделе выставлены интерфейсы и системы, которые не только обладают «коммуникативными функциями», но и интерактивными. Другими словами, это те предметы, с которыми человек постоянно сталкивается в повседневной жизни. Объекты эти постоянно сообщают о своем статусе и да, общаются с людьми. В разделе - флешки, плюшевый медведь, танцующее радио, интерфейсы банкоматов Barclyays и бюджетной авиакомпании JetBlue. Главный экспонат выставки и этого раздела - машина по продаже билетов метро, с которой ежедневно общаются сотни тысяч нью-йоркцев.



Вторая часть - «Тела». Акцент переносится с общения с предметами, на общение между людьми посредством предметов. К примеру - две шапки работы американской художницы Кейт Хартман. Первая работа называется «Разговаривай со свой шапкой» - головной убор с наушниками и микрофоном. Микрофон достает ровно до рта и соединяется с наушниками. Вторая работа - «Ворчащая шапка». Тот же самый головной убор, только без микрофона.

Третья часть - «Жизнь». Дизайнеры ищут смысл жизни через собственный эмпирический опыт. В этой секции выставки - предметы связанные с религиями. Не ритуальные, а именно экспонаты помогающие религиозным отправлениям. Поющий стул, напоминалка с бегущей строкой для католических монашек о том, какую молитву нужно читать, коврик для намаза с компасом для определения места где Мекка, оформлен как ковер , третья глава Иезикиля на иврите, разрезанная на маленькие части и упакованная в прозрачные пилюли из под обезболивающего.

Четвертый раздел, но второй по значимости, называется просто и незатейливо - «Город». «Потому что выживание зависит от плотности и связей городской инфраструктуры», лаконично поясняет стенд. В качестве одного из экспонатов коммуникации между городом и человеком с прямо с нью-йоркских улиц притащили новые парковочные автоматы. В отличии от старых, которые в большом количестве еще стоят в Бруклине и выглядят как железный головастик с таймером и щелью, куда нужно бросать монеты в четверть доллара, новые - довольно сложная конструкция. Через эти терминалы можно не только карточкой кредитной оплачивать парковку, но и пожаловаться в муниципалитет на плохие дорогие и сломанные фонари, оставить рекомендации и пожелания. К фотографиям «умных автоматов» прилагаются распечатки жалоб и прочих продуктов коммуницирования между городом и автомобилистами. Как не удивительно, распечатки эти спрятаны за стеклянным колпаком.

Еще интересные работы: карта звонков в городскую службу 311 с разбивкой по тематике и по времени. Звонки поступают в течении всех суток, но очевидный провал - с 4 до 7 утра. Пик на 9-10 утра. Отличная картина жизни в городе, который никогда не спит. Или к примеру видео-инсталляция «Потерянные племена города Нью-Йорка», работы американских урбанистических антропологов Энди и Кэролин Лондон. Это такая анимированный трехминутный ролик 2009 года: предметы будто пожарный гидрант, телефонный аппарат, итальянские чемоданы, ожидающие своих хозяев или безразмерная нью-йоркская урна - все рассказывают о своей нелегкой судьбе и о городе Нью-Йорке. Все предметы с улиц в Гарлеме, так что рассказ получается далеко не самый радужный.


The Lost Tribes of New York City from Carolyn London on Vimeo.

Оставшиеся две секции - «Мир» и “Двойное значение”. Технологический прогресс сделал этот мир маленький, а предметы секции «Мир» показывают взаимодействие человека в этом маленьком мире, а также аудио-видео инсталляции, делающие позволяющие открывать новые слои в этом крошечном мире. к примеру, записанный шум жизнедеятельности деревьев. Не просто шум листвы, а звуки бегущих соков внутри дерева. Есть еще игрушки, позволяющие строить новые миры и цивилизации. Например, прототипы японских бакуганов. В «Двойном значении» собраны приборы, которые позволяют представить себя летучей мышью или узнать как это, быть человеком с ампутированной рукой. Прямо так - датчики висят, к мозгу человеческому проводки подключены, а на монитор выводятся логорифмические графики ощущений, видимо для полной наглядности.

Выставка гаджетов «очевидное-невероятное» демонстрирует, пожалуй, главное - машина, тупая железная штука, начиненная проводами и всякими датчиками является не просто другом и путеводителем, но и прекрасным собеседником, с которым можно убить не один час времени. Играющие в Angry Birds поймут о чем идет речь. А единственный минус экспозиции можно выразить старой шуткой: «Есть с кем поговорить, выпить не с кем».

Выставка: Talk to Me: Design and the Communication between People and Objects. Музей МоМА, Нью-Йорк. 24 июля - 7 ноября 2011 года.

Виртуальный гид

Не менее важный аспект выставки высокотехнологичных гаджетов - информационное сопровождение. Похоже, так и будут выглядеть все будущие музее. У экспозиции есть свой отдельный блог - http://wp.moma.org/talk_to_me/. К каждому экспонату можно написать комментарий в Твиттере, отметив специальным хэш-тегом и страничка экспозиции на сайте МоМА сама его выловит и опубликует на под описанием работы. Каждым экземпляр обязательно снабжен сопроводительным QR-штрих кодом, который считывается любым смарт-фоном. Тут же можно загрузить видео о работе или написать что-то в Фейсбук, благо в музее бесплатный Wi-FI.

uncategorized

Previous post Next post
Up