Раннее развитие - типичные причины и ошибки

Feb 25, 2012 23:54

Оригинал взят у kerimaza в Раннее развитие - типичные причины и ошибки
Вчера разговаривала с одной женщиной. Типичные проблемы, очень типичные и вдруг мне пришла в голову одна очень простая мысль - все перевернуть. Наличие этих проблем изначально движет женщину к тому, что она делает. Не действия или бездействие приводят к данным проблемам, но наоборот.

Что я имею в виду: женщина увлечена ранним развитием своего ребенка, изучает литературу, форумы, сайты, игрушки, игры, занятия... Вроде бы все хорошо. Но почему-то возникают проблемы: гиперопека, ребенок ничего не делает сам, ребенок не хочет общаться, агрессивен или наоборот тревожен, замкнут (социальные проблемы), у мамы зашкаливает тревожность, ребенок в какой-то момент отказывается заниматься (именно заниматься), ребенок не хочет играть (при слове играть может проявить даже агрессивность), ребенок не знает запретов, отношения в семье таковы, что в доме хозяин ребенок, он распоряжается родителями, диктует им свою волю, манипулирует ими. Можно расширить список проблем, эти же наиболее общие.

По моим наблюдениям эти мамы так же имеют ряд схожих черт: они как правило отличницы и в школе и в университете, прилежны, многое могут, умеют, но в данный момент не реализуются в профессии по разным причинам, ребенок лишь одна из них. У этих женщин гипертрофировано чувство долга, например лечь спать не помыв посуду большой грех. Эти женщины привыкли все делать по высшему разряду.
Все это и натолкнуло на мысль о том, что они подходят к воспитанию ребенка как к очередному экзамену, проверке. Они просто вынуждены все делать на отлично, так было всегда и так надо сейчас. Относясь к воспитанию слишком серьезно они так же считают, что сами они придумать мало что могут, они должны изучать, изучать книги, советы, игры... Оторви их от этого источника и они теряются, ведь они привыкли за все свои годы жизни доверять письменному источнику информации.
Они крайне серьезно к этому относятся и поэтому не могут быть спонтанны, легки, не могут отступить от плана. План - это все. Если по плану занятие лепкой, а ребенок хочет катать машинку, то машинку будет убрана и будет занятие лепкой.
Если ребенок хотя бы пять минут ничего не делает, то возникает чувство вины - "я плохая мама, ребенок ничем не занят, время уходит, надо срочно его занять полезной деятельностью" и снова в бой.
Неудивительно, что ребенок относится к такому "развитию" как к тяжелейшей работе. Да и для мамы это работа, очень тяжелая работа. Особенно, когда ребенок вдруг говорит - не хочу, не буду. И тут начинается манипуляция, сначала манипуляция - если сделаешь, то купим машинку, дам конфету, посмотрим мультик. А не сделаешь, то не получишь.
Небольшое отступление, вопрос многих мам закономерный: как же тогда режим, последовательность дел? Сделай зарядку, а потом посмотрим мультфильм. Но разница между манипуляцией и режимом проста, при манипуляции мультфильм чаще всего возникает внезапно, ребенок не хочет делать нужное и тогда возникает мультфильм как награда за сделанное. В режиме же дня мультфильм просто следует за предыдущим делом вне зависимости от качества его выполнения. Сделали зарядку, не важно как, мультфильм все равно будет.
А следующий шаг - принуждение. Ребенок не хочет делать задуманное мамой, мама не может остановиться, ее ведь замучает чувство вины, поэтому она принуждает ребенка делать. Какое уж тут удовольствие, развитие уже давно в стороне, оно лишь оправдание действиям взрослого. Вот так и выходит, что к школе ребенок уже стойко ненавидит учебу.
Кроме того, тормозится механизм внутреннего поощрения, который есть у человека. В чем его суть: если человек делает нечто такое, что сам же оценивает высоко, как открытие для себя, достижение, то выбрасывается дофамин (иначе допамин). Человеку хорошо, очень хорошо. Он будет стремиться и в будущем испытывать это чувство внутреннего удовлетворения http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%EE%F4%E0%EC%E8%ED и много других источников. Крысы погибали, стимулируя у себя выработку дофамина, даже улитки по словам П.М. Балабана научаются нажимать на педаль для получения удовольствия.
Если же взрослые не дают ребенку возможности решения появляющихся перед ним задач, то он не испытывая внутреннего поощрения не видит и смысла в самостоятельном решении их, он ждет, когда это сделает мама. Но представляете, сколько надо приложить усилий взрослым, чтобы этот механизм затормозить. Я уверена, что только затормозить на определенные действия, в определенных условиях, потому что ребенок будет получать удовольствие, но не в том, что ожидается, например в победе над мамой, он же достиг желаемого, он заставил маму надеть на него носки. Да и то, что работая с детьми по восстановлению получения ими удовольствия при решении различных задач как жизненных, так и интеллектуальных, это удается сделать, говорит о том, что механизм работает, его надо только настроить.
И еще хочется сказать о том, что нельзя делать ни в коем случае - развлекать ребенка. Сводить все общение, все развитие ребенка к его развлечению. Многие мамы говорили о том, что развлекая его (а как иначе назвать их деятельность, когда в жизни ребенка вообще исчезают обычные дела, которые надо просто делать, а все превращается в сказку, развлечение) они ожидали, что ребенок научится этому и будет делать сам.
Но если ребенка развлекает мама, если она остановится, что будет делать ребенок? Очевидно, что всеми силами будет заставлять, просить, умолять маму продолжать то, что она делала. Не сам начнет делать, а маму заставлять. Именно этому он научился, именно в этом у него есть потребность и этого он будет добиваться всеми силами.
Родители сегодня часто настолько наивны, что ожидают нечто волшебное от своих детей: если я все буду давать, то потом он будет давать все другим, если я будут его развлекать, то он потом будет развлекать себя и других, если я буду выполнять все его требования, то он научится выполнять требования других и т.п. Но так не бывает. Ребенок учится только тому, что среда от него требует. Он решает только те задачи, которые среда ставит перед ним. И ничего больше.
Развитие происходит только тогда, когда ребенок вынужден решать стоящие перед ним задачи. Естественные или искусственные.

полезные советы, психология, дети

Previous post Next post
Up