Поздравление с Днем белорусской науки 2019 и что может дать нашей науке проект "Синергия интеллекта"

Jan 28, 2019 03:43




К инновациям через синергию интеллекта!

Уважаемые коллеги, сердечно поздравляю Вас с замечательным праздником - Днем белорусской науки! Желаю оптимизма, позитивного настроя в работе, успехов в преобразовании, совершенствовании мира в лучшую сторону. Пусть белорусская наука изобилует открытиями, которые несут в себе не только технические новинки, но и новых Людей, приверженных своему делу, перспективных и эффективных творцов, созидателей и инноваторов.
Как бы не менялись тренды и веяния, какие бы парадигмы не возникали, но мерилом успеха научного труда являются инновации, которые рождаются на базе его достижений.
Цифровая экономика, стартапы не могут быть высокоэффективными без инноваций.
Инновации вездесущи и проникают во все сферы человеческой жизни! Они определяют темпы развития нашей цивилизации.
Инновации могут появляться вне научного сектора, а наука без инноваций будет считаться непродуктивной.
Однако, появление инновации сопряжено со значительными трудностями. Этапы научного труда часто являются составляющими инновационного процесса, но помимо этого в этом процессе присутствуют и сугубо коммерческие этапы, связанные с внедрением на рынке инновации.
Здесь нет попытки сказать, что наука существует для инноваций. Скорее инновации служат науке (так я всегда чувствовал этот вопрос).
Вместе с тем, это утверждение не неоспоримо...
Вероятнее всего, можно сказать, что науке нужны инновации, а инновации без науки не имеют фундаментального характера. Они поверхностны.
Несмотря на очевидность изложенных мыслей (по крайней мере для меня), все мы чувствуем, что проблематика инновационного развития Республики Беларусь, а соответственно и развития белорусской науки, отошла в нашей стране на задний план.
Прекрасно иллюстрируют это утверждение показатели функционирования научной и инновационной сферы. В частности, наукоемкость ВВП, которая в лучшие для науки годы в независимой Беларуси колебалась около 1%, составила в 2016 году 0,50% или на 0,18% меньше, чем в 2011 году. При этом, наукоемкость ВВП развитых стран мира приближается к 3%. Удельный вес организаций промышленности, осуществлявших затраты на технологические, организационные и маркетинговые инновации, от общего числа обследованных организаций промышленности также снизился до 21,7% или на 2,6% по сравнению с 2011 годом.
Простым языком можно сказать, что наука стала меньше получать денег, а организации промышленности стали меньше (по крайней мере по числу организаций) тратить на инновации и на науку в целом.
И это при том, что в период 2011-2016 годов была высокая инфляция и ряд девальваций, что привело к обесцениванию белорусского рубля, а темпы роста ВВП были минимальны. Соответственно затраты на науку и инновации еще более уменьшились, чем это демонстрирует статистика.
Следует отметить, что объемы отгруженной инновационной продукции организациями промышленности существенно выросли. Так, в 2016 году с учетом деноминации они составили 10,5 млрд. рублей или 16,3% в общем объеме отгруженной продукции (работ, услуг) организациями промышленности. Это в 2,86 раза больше чем денежный показатель 2011 года, а доля изменилась на 1,9%. Но подобный рост скорее связан с общими тенденциями в национальной экономике (девальвация и инфляция). В пользу этого говорит и слабый неустойчивый прогресс в экспорте высокотехнологичной и наукоемкой продукции в общем экспорте товаров и услуг. Причем прогресс этот наблюдался только в течение 2015-2016 годов, когда удельный вес этого экспорта составил 33,2% (в 2016 году), что на 1,3% меньше показателя 2011 года.
Как мы видим, картина отнюдь не радужная!
В далеком 2006 году, когда рассматривалась в Государственном комитете по науке и технологиям Республики Беларусь (ГКНТ) и Правительстве страны Концепция Национальной инновационной системы Беларуси, в качестве одного из ее элементов предлагалось закрепить государственные органы. Административные и финансовые возможности ГКНТ позволяют массированно влиять на национальные инновационные процессы, но, как мы видим, государственная инновационная политика не претерпела существенных изменений в эти годы.
Говорят: стабильность - признак мастерства. Однако, справедливо ли это для инновационной сферы, где жизнь должна бить ключом?
Можно ли самоуспокаиваться, когда все показатели говорят о регрессе?
Последние решения Главы государства улучшают материальное благосостояние ученых. По крайней мере, этого можно ожидать. Но это не новые механизмы управления наукой и инновациями, не новые формы поддержки инновационной сферы.
Опыт последней и текущей пятилетки показывает, что исключительная ставка на государственные предприятия в развитии инноваций не сработал. У них есть потенциал и ресурс, но после принятия ряда Государственных программ инновационного развития Республики Беларусь, жесткого администрирования инновационных проектов, которые были включены в эти программы, у них мог пропасть интерес к этой тематике.
Инновации базируются на желании что-то делать и менять! Они базируются на инициативе!
Мы в нашей стране совершенно не уделяем внимание на государственном уровне развитию инновационного предпринимательства частной формы собственности.
У нас практически нет механизмов поддержки их проектов.
А предприниматель-собственник - самый рациональный инноватор. У него наивысшая мотивация к инновациям и он радеет за каждый рубль.
Все это системные пробелы! За эти годы в Беларуси не появился свой Google, Amazon или Tesla, которые тратят на исследования и разработки многократно больше наших бюджетов. Новые лидеры появляются в частном секторе, преимущественно, ИТК-технологий (Wargaming, EPAM Systems, IBA и другие). И они, откровенно говоря, появляются не благодаря, а вопреки.
Я не хочу пессимизировать, но приведенный обзор подтверждает тот факт, что в инновационной сфере нашей страны нужно многое менять. Причем менять быстро, а где-то и радикально.
Нам нужна ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА 2.0!
Инновационная политика, которая базируется на простом принципе: Равенство интересов и прав всех субъектов инновационной деятельности.
Приведу абстрактный (не из жизни) пример: Научный институт имеет предложение по разработке технологии для промышленного гиганта, которая обеспечит ему технологический прорыв и прорыв в бизнесе. За подобную технологию по-справедливости нужно было бы заплатить цифры с шести нулями, но зачем? Казалось бы, промышленный гигант более важен для страны, чем "сиюминутная" выгода института. И институту платят 100 тыс. долларов (и эта стоимость разработки была стандартной в нашем государстве 10 лет назад). Сейчас может 25 или 50 тыс. долларов. Мотивирует ли это институт делать подобные технологии (к примеру, с высокой степенью риска) для промышленного гиганта? Вопрос риторический! И еще: Как развиваться научным институтам и в плане кадрового потенциала, и в плане оборудования?
Или: Проходит конкурс инновационных или научно-технических проектов. В нем участвует частное предприятие и государственный институт. Нужно решить, кому дать государственные деньги. Обратят ли внимание эксперты на разницу в уровнях проектов и в чью сторону традиционно склонится чаша весов? Тоже риторический вопрос, хотя исключения могут быть.

Инновации зиждутся на взаимной выгоде и интересах всех участников. Это неоспоримый факт!
Пока мы не учтем этот факт, говорить о динамичном инновационном развитии преждевременно.
Возникает вопрос, как сбалансировать интересы всех?
Договориться!
Но есть проблема...
При всей развитости коммуникаций в современном мире у нас в стране отсутствует единая площадка для субъектов инновационной деятельности, позволяющая выработать единую позицию по вопросу ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 2.0. Позицию, не обремененную административным давлением сверху.
И, как мне видится, с учетом высказанных проблем, а эти проблемы лежат на поверхности, ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА 2.0 должна зародиться не в кабинетах чиновников. Она должна быть инициирована снизу от консолидированного инновационного сообщества.
Мы имеем вменяемые государственных органы, которые могут рассмотреть согласованные предложения инновационного сообщества. Имеем пример, когда в соответствии с ожиданиями сверху был разработан революционный Декрет о цифровой экономике.

Организационной основой для осуществления этой задачи может стать Консорциум инновационного развития и коммерциализации технологий "Синергия интеллекта". Проект фокусируется на направлениях, изложенных в Концепции Фонда инновационного развития и технологий "Синергия интеллекта", который мы не стали создавать по разным причинам.
Я пока не буду рассказывать о Консорциуме. Сейчас ведется работа над его созданием, пока предварительная. После проведения организационной работы я напишу об этом проекте.

С уважением,
Инновационный консультант -
Эксперт по организационным инновациям,
Директор частного инновационного унитарного
предприятия "Иннокс Системз"
Сергей Жуков

Республика Беларусь, город Минск
28.01.2019 года

политика, государство, Иннокс Системз, государственная инновационная политика, инновации, технология, синергия интеллекта, ГКНТ, Беларусь, инновационное сообщество, инновация, наука, поздравление, исследователи

Previous post
Up