Рейсовый автобус Российской империи

Apr 08, 2019 20:47

Ночной заставы огонек
Метнулся и погас…
Друзья! Наш путь еще далек
В глухой тревожный час.

В то, что по Российской империи широко ходили дилижансы, я прочёл у Паустовского. И поверил не очень... как-кто не вписывалось в представления. Но ведь в начале двадцатого народ ездил всё больше и больше, и какой ни есть регулярный транспорт должен был его перевозить. И случилось мне слегка копнуть тему. Встречайте - вот дилижанс компании Фельденкрайза, ходил, в частности, из Киева в Житомир. Занятно, что в колымаге этой были места аж четырёх(!) классов. Движение дилижансов продолжалось, как говорят, до... 1919г. А потом потихоньку стали появляться автобусы. Дальше передаю слово Паустовскому, всё равно лучше не смогу.

"От Сухума до Нового Афона ходили в то время так называемые «мальпосты». Это было единственное средство сообщения с Афонским монастырем. До войны по кавказскому побережью ходили еще и дилижансы. Дилижанс представлял собой громоздкую карету (проще говоря, колымагу). В нее запрягали четверку лошадей. Пассажиры тесно сидели внутри колымаги и на ее крыше - «империале». Кроме того, в дилижансе было устроено два сидячих места снаружи, на запятках. Там были приделаны маленькие железные сиденья, но без подпорки для ног. Тут же были привинчены железные ручки, чтобы пассажиры могли держаться за них и не вылететь от толчков на дорогу. Еще в детстве, в Киеве, я видел такие дилижансы. Они ходили в Житомир, были выкрашены в желтый цвет, и на дверцах у них сияла медная накладная эмблема почтового ведомства - два скрещенных почтовых рожка и две пересекающиеся молнии. Очевидно, изображение молний указывало на участие электричества в деле телеграфной связи. Еще с тех лет, повитых туманом времени, я запомнил несчастные фигуры запяточных пассажиров, трясущихся на жестких сиденьях. Одной рукой они судорожно держались за железную ручку, а другой придерживали пыльный котелок или картуз. В глазах у них было тупое отчаяние. От невыносимой тряски по булыжной мостовой в одежде у этих пассажиров все расстегивалось и развязывалось. Ни разу я не видел их без того, чтобы у них не болтались из-под брюк тесемки от кальсон и пиджаки не налезали горбом на голову. Мы, мальчишки, были уверены, что на запятках ездят только шулера и маклаки. Но, несмотря на невообразимые мучения, какие на наших глазах испытывали эти пассажиры, мы им даже завидовали.Я, например, мечтал, чтобы на пятачки, сбереженные из родительских выдач на завтрак, купить билет на дилижанс до Житомира и тарахтеть среди сосновых лесов, громыхать по шатким мостам через болотные речки и отбиваться ногами от осатанелых деревенских собак. Ноги у запяточных пассажиров висели без всякой опоры, болтались из стороны в сторону и невероятно раздражали собак. Таков был широкий, уемистый и даже несколько величественный в своей неуклюжести дилижанс."


хвостатые_и_мы, пестрый_мир, пыль_веков

Previous post Next post
Up