Эрмитаж - тридцать лет спустя...

Oct 04, 2018 21:31

В Эрмитаже не был лет тридцать - позорище. Потребность попасть ощущал последние десять. Целый план был, навеянный любимыми книгами: Леонардо, Рыцарский зал, Петровская галерея... Конечно, план обрушился. Петровской галереи из стихов Городницкого больше нет: Восковая персона сидит, как в карцере, за стеклом в старом Зимнем дворце, где очень скромные апартаменты Петра утонули в капитальной перестройке, затеянной после его вдовой. Боятся, видать, что встанет и наваляет знаменитой дубинкой черного дерева - ить есть за что.



И дубинку черного дерева спрятали, а ведь два столетия стояла прислонённой к креслу. Да, и везде написано, что никакого подъёмного механизма внутри Восковой персоны нет. Наврал, мол, Тынянов. И Анчаров наврал - нет в Эрмитаже Дамы с горностаем, в Кракове она.



Зато есть вторая мадонна (Бенуа: стыдобища - забыл, что она здесь!) и неоднозначный, женоподобный Иоанн Креститель. Кстати, не врали, что он некое портретное сходство с Джокондой имеет.
Вообще, итальянцы там, на мой дилетантский вкус, так себе (стоп - а как же Юдифь Джорджоне с идеальным сфумато?). Удивительно выразительные испанцы - правдивый до карикатуры Веласкес (граф Оливарес, похоже, был редкой шельмой, но ведь приняли заказ, и гордились, наверное!),



портрет мальчика Мурильо, огромные глазищи актрисы с единственной там картины Гойи (тоже неоднократно перечитанный в школе Фейхтвангер!).



Молодой аристократ, апостолы Эль Греко, редкий мерзавец папа Римский: я словно к друзьям после долгой разлуки пришёл. А ещё - не ожидал, что здесь так много Рембандта. Оно конечно - Блудный сын, Даная... Авраам, о происхождении жертвенного ножа которого гадали когда-то всей ножевой конфой. Много портретов чуть ли не соседей по дому - высупающие из темноты морщинистые лица, узловатые руки: такой крупный мазок современники впрямь не понять могли... Первый раз старика-воина увидел. Явно командир: воронёная кираса, немаленькая золотая цепь. Под пышным беретом видится короткая причёска, что "напоминает ворогу о второй дате на памятнике" - во все времена стригутся ёжиком, если каску носят. Явно умеет принимать решения, решения быстрые, подсказанные опытом - но, похоже, и закоснел в своём опыте, и слова не терпит поперёк. Умел видеть Рембрандт, умел и донести.



Во мне этот старик тут же связался с герцогом Пармским, каким его Томас Манн изобразил. До мозга костей воин. Через пару залов, где фламандцы висят, был портрет английского аристократа в полный рост - так никакой офицерский полумесяц и длинная шпага не могли скрыть, что он светский хлыщ и вырожденец: из-за таких, как он, Карл I свою гражданскую войну и проиграл и головы в итоге лишился.
...Рыцарский зал обрадовал своей соразмерностью: там не впадаешь в тихий ужас, как в Вене, где шеренга доспехов реально уходит за горизонт... Но пять полных комплектов, включая конский доспех - и для Вены неплохо. Доспехи поздние, XVI век, похоже - уже с рациональными углами, держащими огнестрел.



Про конские железяки, видимо, отдельный пост напишу... Не увидел легендарного фламберга, которым махал у Веллера оружейник Тарасюк. Зато в охотничьем наборе увидел странные ножи, назначение которых мне непонятно по жизни: видимо, на найфах придётся вопрос задавать.



Короче, план выполнен - как получилось. В Эрмитаж ещё за золотом скифов загляну, и к импрессионистам тоже. Надеюсь, раньше, чем через тридцать лет.

UPD. А с анчаровской дамой я, считай, встретился... Вот написанный учеником Леонардо портрет - только здесь она лет на пять старше, пожалуй.


тонкие_миры, город_на_ветру

Previous post Next post
Up