Третий блиц-визит в Питер... или четвёртый? Запутался уже. Особенно короткий в этот раз: полтора дня. Странное дело - в Питере память моя становится дискретной, выхватывает детальки, за которыми, я уверен, общей картины не видать. Добро, пусть будут детальки. Осколки общей картины.
Со времён метаний в Лосево ненавижу ночевать в питерских поездах; короче, да здрааствует Сапсан! Он больше похож на самолёт и кажется неуместным у перрона уже в Москве. Да и публика в нём именно что "самолётная", точнее не скажешь. В Питере, на узком и щербатом перроне, Сапсан ещё неуместней, публика, кстати, тоже. Зал "Лысого камня" изнутри перестал смотреться крытым рынком - а ведь сильно чище не стал, вроде. Может, это после зала в Москве - более, чем европейского, но и функционально безликого? Проклятье, где у нас считается Европа?
В кошельке - местный "Подорожник", ему года три. Автомат, разумеется, местный - ничего, разобрался, оплатил с карты: не сложнее Вены или Стамбула (Хе, жива ли Istanbul Card? Жива, скорее всего, у них живы магнитные таблетки-проездные из прошлого столетия, пусть и не.продают их больше). А здесь живы медные жетоны - эх, ностальгия, это почему-то приятно. На станциях метро вкрутили яркие лампочки - они стали какими-то более дружественными, хоть некоторая обветшалость никуда и не делась. В немолодых, пусть и откапиталенных вагонах, светильники с круглыми колпаками: тоже привет из детства. Оттуда же табличка - завод имени Егорова, Ленинград. Смотришь на публику - стиль так и не вернулся, увы, его блюдут лишь неизменные старые дамы. Прочие носят то, что функционально, пока не сносят до дыр, наплевать на гламур и дресскод. Ну, в если прикид - тогда да, по полной. Ну, и неизменно презрение к любому камуфлу: можно лишь рыбакам-дачникам и работягам вместо спецовок. Рожи у работяг, замечу, часто славянские.
Резные двери времён Серебряного века всё ещё стоят: начинаю верить в их бессмертие.
Так же бессмертны кованые лестничные перила эпохи модерна. В прошлый раз видел табличку "Парадное номер такой-то", теперь - "Лестница номер такая-то" Ступени лестниц крепко стёрты, в углах ещё видны держалки для ковровой дорожки: ровно сто лет на этих лестницах не стелили ковры... Современные лифты, по-старому останавливающиеся через этаж и, вроде, вызывающиеся только на первый. Ну, и промежуточный этаж, куда уходят его окна - загадка. За этими дверями, наверное, портал - но это здесь тоже нормально. Даже для меня.
Сюрин в квартире хватает и без порталов. Срезанные углы комнат: видимо, там идут дымоходы, вентиляция и прочее. Один срезанный угол может быть печкой; рядом стоит кочерга, внутри, однако, дровишки; скорее всего, это всё живое - и помогало выживать в одну страшненькую зиму.
На идеальной свежей штукатурке - глубокая трещинка в углу. В окне, знамо дело, двор-колодец, где-то высоко - красные крыши с окнами новодельных мансард. И чайки, пересекающие синий квадрат неба.
...Кухня располагается сюрно и нелогично, почему-то на подиуме, с которого запросто навернуться, если не заметишь лесенки. Смутно помню и нелогичность, и подиум по временам ещё совдеповским; туда совали коммуникации, когда рубали дворянскую планировку? Следы старой кухни можно найти по остаткам старых перегородок и всяческих воздуховодов; окно её реально выходило в колодец 2х2 метра, и окна такие - со всех четырёх сторон... Окна глухие и не мытые, видимо, тоже столетие. Интересно, можно ли в такой колодец попасть НЕ ЧЕРЕЗ ОКНО?
Шотландский кабак, где год назад я зря перебрал эля, жив, и там по-прежнему официантами рыжие ребятушки в килтах, татуированные всякой кельтикой по площадям. Ненавязчиво разводят завсегдатаев и таких вот, как я, случайно зашедших. С антуражем всё, как водится, хорошо...
но шотландские палаши с эфесом корзиной могли бы по стенам развесить. Как писал некий блоггер-путешественник, Питер прожигает жизнь креативно.
Но вообще кабаки, увы, мигрируют. Конечно, свято место пусто не бывает... только хочется стабильности. Уже не первый год стабильна пирожковая "Колобок", и народ чуть ли не из офисов выскакивает выпить там кофейку. Жалуют "Колобок" и вояки из военных училищ неподалёку. Кстати, дисконтная карта заведения тоже умирать не собирается.
Запомните, кляти москали, транспортная артерия Васильевского - не Большой проспект, а Средний. И по нему бегут суперсовременные низкопольные трамваи-"морковки" - не хуже, чем какой-нибудь Вене.
Усть-Катавские, к сожалению; а ведь когда-то Ленинград сам делал трамваи, и какие! Кстати, не представляете, как грохотал в поворотах довоенный трамвай из музея трамваев...Работёнка у вожатого, кстати, весьма нелёгкая была.
Народ, не ведитесь на Будапешт и Вену! Здесь не хуже, особенно, когда берегут. Замесили модерн с ампиром, и ведь получилось неплохо.
Кстати, в немеряных количествах встречается всяческий северный модерн и прочий югендстиль, которые сейчас выпячивают Рига с Хельсинки. А уши отсюда растут, из Питера.
Между прочим, в Вене полукруглые окна давно не полукруглые - заделали кирпичом до прямоугольника, воткнули стандартный стеклопакет. Здешние стеклопакеты, замечу, честно модерновые.
Боковым зрением заметил Горный институт... Он разве здесь, на Васильевском? Если вспомнить мемуары Городницкого, он же в Михайловском Замке был? Или - в том числе и там?
Подъезды его, по традиции, не подъезды. Впрочем, с чего бы в родных МАях корпуса называются зонами, ась?
В створе 22 линии - силуэт ледокола "Красин".
Что-то не то - современная труба.
А всё зачитанная до дыр книжка Бегоунека, эффектный и дурацкий фильм, пусть там и играл Юрий Визбор. Историю этой спасательной операции знаю, как Отче наш... а вот всего остального толком не знаю, стыдобища - например, историю спасения ледореза "Литке", причем командовал им тогда Отто Свердруп. Ещё была вынужденная кругосветка в начала войны и работа до 72-го(!) года. Поэтому и труба - модернизация была, однако. Стоял на палубе с ощущением странным. У корабля всё в прошлом, да и у меня жизнь, считай, прошла.
Как водится, в пустую. И у Города всё в прошлом? А кто его знает. Будущее наступает, конечно - в перспективе каждого проспекта видать стеклянные ящики, и новую Кукурузину всё равно из центра видать. Плевать. На мой век Города хватит.