В первый день фестиваля, говорят, карты спутал дождик. А во второй, как и положено, грянула жара. По такой погоде Тёмку загоняют в речку или хотя бы мочат губочкой каждый час... А тут лошади вкалывали! Джигитовка и владение оружием было накануне, но нужны были зрелища, и устроители, почесав репу, поставили вестерновую трассу на управление:
поднять-опустить шагбаум, перевесить кольца, сманеврировать в тесном загоне, пройти по мостику, кое-чего прыгнуть; сермяжно, интуитивно понятно зрителям и всё это военная лошадь должна уметь без сомнения. Впрочем, почитаешь старые мемуары - в боевой обстановке всяко бывало: лошади и в седло не пускали, и разносили штабных офицеров аккурат тогда, когда тем бы боем руководить. Так что всё было в русле.
Народ ехал трассу в исторической форме - с шашкой и винтовкой за спиной; ух, и мешалась же им эта винтовка! Это тоже было исторично: русские к седлу винтовку не цепляли, в чём была сермяга - она неплохо блокировала сабельный удар сзади.
Но как она колошматила народ по спине - вплоть до того, что кое-кто ехал, руля одной рукой, а другой поддерживая приклад; всё равно кое-кто снёс стволом ограничительную планку, под которой на галопе нужно было пригнуться вбок. Обидно - всадники в целом неплохие были. Что характерно, преобладали мужчины всех возрастов - от 17 до 60. Лишь в одной из команд ехала тоненькая девчушка с соломенной косичкой, выпущенной из-под фуражки; карабин за её плечами смотрелся ручным пулемётом. Карабин её и подвёл: ехала она гармонично и чисто, но снесла стволом планку, что уж никто не ожидал... Обидно было до слёз.
Кони были самые разные - но, как правило, крупные, с преобладанием тёмных мастей: и это война. Видимо, реконструкции для их подгоняли к донскому типу, но встретилось и несколько явных карачаевцев, и очень хороший, мощный вороной голштинец, и ганновер, мелькнула и пара явных РВ-шек: по силуэту один из них сильно походил на Бусова сына Навигатора, тем более что он подвизался на реконструкторской ниве (я ошибся, увы). Но все они были взвинчены и рвались в бой - ещё бы, музыка, толпы народа вокруг незнакомого плаца, а плац был отгорожен, пожалуй, номинально. Правильные кони должны это терпеть - да где так вот приучить к многолюдству, если конюшни всё дальше от города уходят? Хитрые австрийцы решили проблему, приглашая народ на тренировки и включая музыку, но сколько столетий до этого они стабильно показывали класс? Но совсем уж неадекватными кони не выглядели, да и не особо подмокли, несмотря на жару... А некоторые ещё и отношение к действу выражали - юмор у коней своеобразный и не всегда добрый. А у военных, прущих на пулемёты - тем более.
Начало произвело впечатление кубка водокачки. Лошадям очень не нравилось стоять, пока всадник закрывает шлагбаум, а самым грозным препятствием стала... длинная завалинка: всадник должен был соскочить на неё, пройти вдоль, ведя коня рядом, и вскочить в седло на другом конце. Спокойно отнеслись к завалинке от силы двое-трое, остальные же немедленно разворачивались к ней носом и отходили, как можно дальше, а то и всадника с завалинки сдёргивали. Вскакивал в седло народ, кстати, отменно - издалека, с неудобных положений: не иначе, джигитовкой баловались. Конь явно с текинской кровью, шедщий трассу в дурном настроении, на такое обиделся - и устроил разнос раньше, чем хозяин взлетел в седло! Хозяин был крут: повис на седле, благо казачка позволяет держаться за рожки, вроде, даже и ногу в стремя поставил; конь влетел в "предманежник", навертел там пару кругов среди наземной команды, всё же стряс хозяина и после этого резко встал! Всадник подтвердил свою крутость - выдохнул, сел и проехал остаток трассы.
Впрочем, такой реприманд был единственным: разве что молодой конь ганноверанского типа наотрез отказался прыгать препятствие 40 см аж... По решению судей препятствие было изменено на "хохол", тогда конина достаточно лениво его перешагнула.
Соревнования были командными - одна команда, вторая, третья... Видимо, некий рейтинг у них всё-таки был: смотреть становилось всё интереснее. С какого-то момента в манере езды появилась щёгольская небрежность, знакомая по старым фотографиям.
А ближе к концу появились кони с откровенно спортивной подготовкой: конкуристы меняли темп чётко, как часы, выездюки применяли принимания и пируэты. А ещё - у этих коней была дисциплина: именно они не реагировали ни на завалинку, ни на шлагбаум, ни на народные вопли. Явным фаворитом (и совершенно заслуженно!) была команда дружественного клуба Храброво, и немудрено - тамошние всадники и кони участвуют, считай, во всех костюмных фильмах последних лет и во всех значимых реконструкциях. В общем, это профессия уже. Про Баксана - слышал, что классный конь, но сейчас откровенно влюбился.
Закрытие соревнований было особенно эффектным - народ построился в шеренгу через весь плац, развернулся и пошёл, по кругу, постепенно разгоняясь и выхватывая сабли... Красиво, несмотря на все глюки. "Хочешь быть красивым..."
Знаю я, сколько труда вкладывается в эту красоту. Что смог бы сам? Джигитовку - однозначно нет, годы ушли в даль светлую. А эту околоковбойскую трассу - да вполне. Если бы Тёмка был на ходу. Тут бы самое место для него было.
PS. Фотки - надёргал. Потому что комментировал для своих и очень-очень боялся сглазить.