Странная музыка в соборе... Эстетство на старости лет?

Feb 27, 2024 22:18

Второй раз в эту зиму в Англиканский собор меня занесло. Мороз, лютый ветер, вокруг - неимоверно фешенебельная Москва, не похожая на Москву (я бы сказал что это Лондон, но, раз снег - Хельсинки, пожалуй), и собор среди этого вполне на своём месте; до конца не веришь, дёргая тяжёлую дверь, что внутри - тепло и, в общем, уютно, насколько это можно сказать о храме. Но - ощущение такое.



Отдельно умиляет деревянный потолок, что чудом XX век пережил... Странно - я ведь уверен, что никогда раньше тут не был, но почему-то помню висящие в простенках гобелены в стиле церковного... абстракционизма: оказывается, и такое есть! Будто кто-то толкнулся от Сикейроса и пошёл - ну, не скажу куда, не настолько я живопись знаю. Только эти гобелены здесь почему-то не режут глаз.



Про концерт... В прошлый раз была архаика с креном в кельтику, на этот раз - итальянская музыка эпохи Возрождения. И она была для меня неожиданной - тут переплетались и архаика со своими странными звукорядами, и отзвук григорианских песнопений, и росточки барокко, а что-то здорово напоминало колядку; и почти не было Италии в её современном понимании. Даже язык не везде казался итальянским; не сразу сообразил, что это, вообще-то, латынь. Строчка одной кантаты (на итальянском!) показалась смутно знакомой, ещё и автор - Лоренцо Медичи Великолепный... Ну, конечно, Мережковский, Леонардо да Винчи, там эта мелодия, наряду с другими, через всю книгу продёрнута. И примерно так я мелодию себе и представлял.

Quant'e bella giovinezza,
Ма si fugge tuttavia;
Chi vuol esse' lieto, sia:
Di donna' non c'e certezza.

Музыканты - зажигали честно, меняли по надобности инструменты, если надо - изображали довольно сложное многоголосие, порою a capella. Тоже не кажущееся итальянским многоголосие. Изрядная часть инструменталки держалась на девоньке с ренессансной лютней и барочной арфой: её не было видно за толпой зрителей, и смену инструмента я больше по стилю исполнения определял.



Но к полной аутентичности ребята не стремились: да, были лютня с арфой, была мандолина, был ребек - трёхструнный смычковый инструмент, ещё не скрипка, уже не гудок;



но были и укулеле со звукоснимателем, и нечто, что я счёл издали лютневой гитарой, а сам народ называл гитареллой: подойдя после концерта поближе, я узнал в этой штуковине... тревел-гитару Hora, штуку забавную, но, как инструмент, несерьёзную, пожалуй. Такая лежит у меня на антресолях, а, бывало, плыла в носу каяка, куда весьма неплохо вписывалась; несмотря на отсутствие басов, звучала она всяко лучше старого советского Шихово. Кстати, и сейчас я голоса этой гитареллы выделить не смог.



Но ребята, наверное, знали, зачем им штуковина, гриф которой перевешивает барабанчик... А гриф лютни неожиданно коротким оказался. Видимо, не просто так восемь хоров, парных струн, на неё натянули. В любом случае главное в том, кто играет.

...Какой ветер ударил в лицо за дверями собора! Снежная крупа со свистом закручивалась в ущельях респектабельных каменных джунглей уже не моего города. Натянув капюшон поглубже, я брёл к телепортеру метро, считая метры, и странная музыка под деревянными сводами всё больше походила на сон... Как и теплые лампочки накаливания в светильниках собора; слово "ламповый" новый смысл обрело?

...Счастлив будь, кто счастья хочет,
И на завтра не надейся.

Примечание. Все фото честно попёр из Сетки. Надо же атмосферу показать...

город_москва, голоса, струна, кросспост

Previous post Next post
Up