Самое важное для счастливого материнства и счастливой жизни любого человека.

May 26, 2015 13:45

"Сегодня я открою секрет, который считаю самым важным в том, чтобы быть счастливой мамой. Открытие это касается, конечно, не только мамы, но и ребенка (детей). Мама воспитывает ребенка через изменения внутри себя. Поэтому если она сможет построить внутри себя реку счастья, то и ребенок научиться в ней плавать, а потом и сам свою реку счастьем наполнит. Очень рекомендую пост не только мамам. В нем собрано все самое важное, что нужно в целом для счастливой и успешной жизни любого человека.

Почему мы хотим делать одно и не хотим другое?


Для начала чуть-чуть информации о том, как работает наш мозг, потому что это он - источник нашей реки счастья. Именно он выделяет гормоны, которые дарят нам ощущение счастья.  Мозг так устроен, что в течение жизни онфиксирует не только знания о каждом предмете, событии, но и наше отношение к нему. Например, если в детстве кого-то из нас заставляли мыть полы, то мы этого и сейчас, скорее всего, не любим, если конечно не нашли способ изменить отношение к этому процессу, например, купив удобную швабру. В отношении большинства вещей у нас нейтральное отношение. Например, “лошадей Пржевальского”. А есть вещи, к которым мы можем испытывать очень сильные чувства. Позитивные, например, к своей лошадке, или брезгливость, если мама отпугивала нас от всех животных страшным словом “грязь”. В психологии эти чувства называют “эмоциональной валентностью”. Значение их для нашей счастливой и успешной жизни трудно переоценить. Именно они определяют, приятно нам будет заниматься теми или иными вещами или придется через “не хочу” продираться. Понятно, что в целом, если у человека много позитивных валентностей, то он растет открытым, любознательным, легким в общении - его река течет свободно и омывает красивые и плодородные берега. Если в отношении его талантов, важных для жизни качеств у него сформированы позитивные валентности (то есть он попросту любит свое дело, вежлив, охотно общается, уверен в себе и т.д.), то все у такого человека будет получаться само собой - организм будет выделять энергию на все его начинания, он будет лететь вперед на волнах вдохновения и любви.  Если эмоциональные валентности негативные, ребенку много запрещают, в его жизни превалирует страх, запугивания, гнев, то его река будет застаиваться, превращаться в болото.
Связи, которые формируются в детстве, очень устойчивые. Поэтому родителям нужно быть предельно аккуратными с тем, какую эмоциональную валентность мы помогаем формировать ребенку в отношении того или иного предмета. Вы можете потом в лепешку расшибиться, но если криком, угрозами и запугиванием сформировали у него изначально негативное отношение к “обучению”, то он будет всячески его избегать, даже если пойдет в университет.

Что такое эмоциональная валентность и зачем нам она?

Эмоциональная валентность - это то, что будет тянуть ребенка (или взрослого человека) или останавливать в его действиях, это внутренняя энергия, сила, которую мы чувствуем, когда делаем шаг вперед. Негативная валентность, в основе которой могут лежать страх, отвращение, ненависть и другие эмоции, будет тормозить ребенка. И та, и другая валентности являются важными при формировании личности. Есть вещи, которые делать нельзя - там хороши негативные валентности. Есть вещи, которые нужно и хочется делать - там хороши позитивные валентности. Но позитивных валентностей может быть море. Дети вообще склонны всем интересоваться и от всего получать удовольствие.  Многие валентности формируются случайно, чем могут поменять ход жизни (ребенок пошел учиться не по призванию, а за компанию с подругами). Но есть вещи, которые нельзя оставлять на волю случая - это то, что делает нас счастливыми в контексте всей жизни. И здесь родители играют огромную роль.
Раскрытие талантов и способностей ребенка, найти применение им в жизни, научить самостоятельности, ответственности, вежливости, умению общаться, раскрыть мир позитивных чувств, научить понимать и справляться с негативными эмоциями - это то, что делает не только детей, но и нас родителей, счастливыми и на все это мы обращаем особое внимание. Те, кто уже составили схему “Глубокое удовлетворение от материнства”, думаю, отразили для себя такие ключевые моменты.
Однако, здесь не все так просто. Если ребенка можно научить географии или английскому, наняв репетитора, то учителей по формированию позитивных валентностей в отношении ключевых аспектов, важных для родителей, нет. Таковыми могут стать только родители.

Как научить себя и детей любить то, что делаешь, и делать то, что любишь?

Как это делать? Во-первых, нужно создавать возможность для формирования самого навыка. Например, если вы хотите, чтобы ребенок рос благодарным человеком, то в течение дня должен быть какой-то ритуал, который развивает это качество (говорить “спасибо” за еду, покупки и др.) Во-вторых, нужно следить за тем, какое чувство при этом у ребенка возникает. Благодарность - само по себе позитивное чувство. Оно вызывает приятные ощущения и само себя подкрепляет. Вы можете время от времени заострять на нем внимание, хвалить, обнимать ребенка, если он сам вспомнил о “спасибо”, но самое главное - в такие моменты испытывать благодарность вместе с ним. Дети мгновенно считывают родительские эмоции и копируют их.
Именно поэтому мама должна сама сначала создать внутри себя позитивное отношение к тем вещам, которым она учит ребенка. Какой смысл от того, что мама, взмыленная и злая, прибегает в садик, чтобы отвезти ребенка на плавание? Если она кричит на него, что тот медленно раздевается и трусит у входа в воду? В этой деятельности нет никакого смысла - ребенок впоследствии все равно не будет любить плавать. Его мозг накрепко свяжет плавание с негативными эмоциями, что приведет к избеганию бассейнов и рек.
Конечно, и здесь могут быть исключения. Валентности могут меняться. И не всегда позитивный пример заразителен. Воспитывать только “пряником” невозможно. Иногда нужно прикрикнуть на ребенка, чтобы он не опоздал на тренировку. Но главное, чтобы в целом влияние позитивных эмоций было сильнее, чтобы в итоге сформировалась позитивная валентность в отношении тех аспектов вашей жизни, которые вы считаете самыми важными для вашего материнского счастья.
То упражнение, которое мы делали целую неделю, как раз развивало в нас умение создания позитивных валентностей. Замечать положительные моменты в течение дня - это не просто прекрасный показатель того, что в течение дня случается множество счастливых моментов - мы просто их не замечаем, но и способ прочно связать желаемое поведение с позитивной эмоцией. Если я спрашиваю своих детей о событиях дня, то они обычно ничего не помнят. Если я начинаю перечислять, то и они вспоминают: Саша уступил бабушке место в автобусе и мама чувствовала такую радость, такую гордость (подкрепляем уважение к старшим) или Даниель сегодня проехал на велосипеде два километра и просто сиял от счастья, как и мама (подкрепляем уверенность в своих силах). И после таких вечерних разговоров они вместе со мной снова переживают свои ощущения, а мозг формирует правильную эмоциональную валентность в отношении того, что мы считаем важным в формировании личности наших детей.
Осторожно!

Обязательно еще считаю нужным сказать пару слов о манипуляциях. Позитивное подкрепление может стать в руках родителей средством манипуляций. Подкреплять, конечно, нужно не невоплощенные мечты родителей, а собственные устремления ребенка - его таланты и способности. Только так они станут его сильными сторонами. Есть вещи, которые полезны любому человеку: здоровье, уверенность в себе, умение общаться, вежливость, аккуратность и т.д. С тем, что в их отношении нужно формировать позитивные валентности, думаю, никто не будет спорить.

Даже если вы будете хитрить, то жизнь обычно все расставляет на свои места. Все мы стремимся к максимальному наслаждению - а это и есть счастье. Оно возможно только в тех сферах, к которым мы предрасположены, где заложены наши сильные стороны, таланты и способности. Поэтому не старайтесь изо всех сил “подкреплять” музыку у ребенка только потому что сами были лишены возможности ею заниматься. Наблюдайте, что нравится вашему ребенку, иначе “карма” продолжит свою работу.

Почему этот секрет самый важный?

Ну а почему, по моему мнению, умение правильно строить эмоциональные валентности (как у себя, так и у ребенка) - это самое главное в умении мамы быть счастливой, так это потому что мы таким образом учимся испытывать счастье - одну из самых сильных позитивных эмоций в тех сферах, которые приносят глубокое удовлетворение от жизни, которые важны для всей жизни. Каждый день мы можем доставлять себе радости и удовольствие, чувствовать счастье, но если просмотр финала с канадцами полуфинала по хоккею с США, очередного сериала или пробег по магазинам не оставит и следа в нашей жизни (пусть мы и испытали он этих событий массу позитивных эмоций),  то поход с детьми в бассейн, совместное приготовление пельменей, поход с ними (лучше с одним:) в магазин с позитивными эмоциями - все это делает вклад не только в его будущее, но и приносит радость каждого дня, конечно, если мы обращаем внимание не только на то, что делаем, но и на то, как. Это вклад не только в собственное долгосрочное счастье, как матери, но и ребенка и его будущих детей. Это то, что будет передаваться ими потом из поколения в поколение.

Домашнее задание

для участвующих в марафоне в связи с этим следующее: достать схему “глубокое удовлетворение” и понаблюдать в течение недели, как вы подкрепляете нужное поведение у ребенка (и у себя тоже), какую валентность вы создаете у ребенка собственным поведением (и у себя тоже). Просто наблюдайте! Учиться менять мы будем чуть позже. Я тоже буду проводить такой эксперимент."
Источник

ФМ, счастье

Previous post Next post
Up