Хочу рассказать, как посетила финал (3й тур) Пятого Международного конкурса оперных артистов им.Галины Вишневской 5 июня на Новой сцене Большого театра (ого, больше месяца уже прошло!).
http://operacompetition.ru/ Очень мне понравилось, было очень захватывающе: на твоих глазах определяются победители и ты сам прикладываешь руку к результату голосования за приз зрительских симпатий! При этом участники стараются, исполняют известные и самые выигрышные партии.
В этот раз конкурс впервые прошел без его основательницы - Галины Вишневской.
В начале второго акта перед вручением наград и призов показали видеоролик, где Галина Вишневская говорит о том, что в СССР было довольно-таки легко попасть на сцену - выдвинуться при наличии данных и умения не составляло особых проблем, а вот чуть после - ты достигал "потолка" и дальше развиваться уже не мог, ибо был ограничен в передвижениях и т.п. А сейчас картина обратная - молодому артисту очень трудно попасть на сцену, затруден процесс "промоушена". Но если человек все-таки попал, стал известен - дальше для него открыт весь мир. И ее желание, и стремление, и долг перед Родиной состоит в том, чтобы помочь достойным исполнителям "показать себя" оперному миру.
Учредители конкурса - Минкульт, Депкульт г.Москвы, Государственное бюджетное учреждение культуры г.Москвы «Центр оперного пения под руководством Галины Вишневской».
Состязание молодых певцов будет проводиться в Москве каждые два года
Галина Вишневская: "...подобные состязания - подлинное испытание для певца; опера - жанр синтетический, и жюри будет оценивать не только ваш голос и вокальную технику, но и артистизм, сценический темперамент, музыкальность.."
Инфо с сайта конкурса: Международный конкурс оперных артистов Галины Вишневской впервые состоялся в Москве в 2006 году по инициативе великой певицы и сразу же заявил о себе как о подлинно масштабном событии в мировой музыкальной культуре.
В основе концепции конкурса - стремление предоставить молодым певцам-конкурсантам возможность выступить именно в качестве артиста оперного театра. Поэтому в программу конкурса включен только оперный репертуар.
Конкурс проходит в четыре этапа: предварительное отборочное прослушивание по видеозаписям; первый и второй туры под аккомпанемент фортепиано, в которых конкурсант должен исполнить соответственно три и две оперные арии, одна из которых русская, и третий тур, в котором участник должен исполнить две арии, одна из которых русская, в сопровождении симфонического оркестра.
В жюри конкурса входят звезды мировой сцены, руководители крупных театров и артистических агентств.
Поднимаемся на наш ярус, в главном холле уже установлены урны для зрительского голосования, но пока к ним не проявляют особого интереса
Зал перед началом, видны столы жюри
В 2014 году в прошедших пяти состязаниях в общей сложности приняло участие более тысячи двухсот молодых певцов из России, Украины, Белоруссии, Армении, Грузии, Германии, Израиля, Монголии, Франции, Шотландии, Китая, других стран.
Победители конкурсов востребованы не только в российских театрах, но и за рубежом: Большой театр, Мариинский театр, Московский академический музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Геликон-Опера, театры Берлина, Гамбурга, Мюнхена, Вены, Рима, Парижа, Франкфурта, Зальцбургский фестиваль и др.
Жюри сидело в партере, на уровне 12 ряда примерно
Наши места почти под самым потолком - можем наблюдать красивую впечатляющую люстру
Дочь Ростроповича и Вишневской - Ольга Ростропович, почетный председатель жюри,
художественный руководитель Центра оперного пения Галины Вишневской, начинает объявление результатов голосования жюри
Зачитывает состав жюри
Итак, в состав жюри вошли 11 человек:
- Ольга Ростропович (Россия) - председатель жюри
- Ирина Богачева (Россия), народная артистка СССР, профессор Санкт-Петербургской консерватории, заведующая кафедрой сольного пения
- Мария Гулегина (Люксембург), сопрано
- Винченцо де Виво (Италия), артистический директор оперного театра Сан-Карло, Неаполь
- Роберт Кернер (Франция), художественный руководитель Национальной Оперы в Лионе
- Софи де Линт (Швейцария), артистический директор Цюрихского оперного театра
- Бадри Майсурадзе (Россия), тенор, солист Большого театра России
- Йен Стоунс (Великобритания), импресарио международного агентства Harrison/Parrott Ltd.
- Леноре Розенберг (США), артистический директор Метрополитен-оперы, Нью-Йорк
- Илиас Цемпетонидис (Греция), кастинг - директор театра Ла Скала, Милан
- Себастьян Шварц (Австрия), артистический директор театра Theater an der Wien, Вена
Второй справа - Бадри Майсурадзе
В антракте активно шло зрительское голосование (на приз зрительских симпатий): стояли урны (бумажные коробки с прорезями) с наклеенными фото участников
"Дойти до самого Олимпа!" - вот заветная мечта всех участников, прошедших в третий тур
Начало второго акта - все готово к награждению
Перед объявлением: еще ничего не известно - улыбаются те, кто не получит в итоге ничего, а грустят без-пяти-секунд лауреаты
Крайняя справа - Анжелика Минасова, рядом с ней - Ирина Морева.
Ирина Морева получила все возможные награды конкурса:
- первую премию с золотой медалью,
- приз зрительских симпатий,
- специальный приз театра "Астана-опера" с правом выступить на этой сцене в ближайшее время.
Морева выступила так ярко, что коробка, предназначенная для бюллетеней в ее пользу, к концу антракта была переполнена и совершенно не могла закрываться. Действительно, понимаешь, что перед тобой - взрослая сформировавшаяся певица, отличное драматическое cопрано. Она пела Vissi d'arte и Лизу у Зимней канавки. Мощный и красивый голос, очень хорошая техника и отличная дикция.
Ирина Морева (10 мая (!) 1981 года, г.Петропавловск (Казахстан)) в 2008 году окончила Магнитогорскую государственную консерваторию (класс В.В. Олейниковой), после чего была приглашена в качестве солистки в Магнитогорский театр оперы и балета, где дебютировала в партии Татьяны («Евгений Онегин»). С 2011 года обучалась в Центре Оперного пения, где исполнила партии Лариной («Евгений Онегин»), Сабуровой («Царская невеста») и Гориславы («Руслан и Людмила»). Лауреат XI Межджународного конкурса-фестиваля «Надежды, таланты, мастера», II Всероссийского конкурса вокалистов Валентины Левко (Москва, 2008).
Странным для меня остался тот факт, что третье место среди женщин было присуждено двоим участницам (Светлана Москаленко - лирическая колоратура, певшая Олимпию и Антониду, она же получила особый приз за лучшее исполнение русской арии; и Анастасия Щеголева - лирическое сопрано, пела болеро Елены и ариозо Кумы), а в части второй премии жюри вынесло решение - не присуждать.
Также было решено не присуждать первую премию среди мужчин - ???
Среди мужчин вторую премию дали баритону Константину Сучкову, третью - баритону Борису Дьякову. Без премии оставили тенора Александра Нестеренко.
Из девушек без премии осталась только Анжелика Минасова, лирическое сопрано, пела Доретту и Иоланту.
Ну что ж - жюри, конечно,виднее.