Ломоносовский мост
В то время как в Питере в воскресенье, 16 октября, проходила церемония закрытия фонтанов (да-да, они не до осени, а до этого числа функционируют) и расписывались сериальная актриса Снаткина и юморист Comedy Club Виктор Васильев в Летнем дворце в Петергофе под "тамадинством" Дмитрия Хрущалева, у нас были совершенно свои забавы.
Итак, на следующий день я встала по будильнику, в одно из своих "обычных времен" (08:52), чтобы успеть хоть что-то.
Обратный поезд у меня был аж в 15:00, а с мая 2007 года я прекрасно помню, что значит уезжать в середине дня. Практически треть дня остается на "свободное плавание", не привязанное к беготне за поездом.
Олю я разбудила перед самым выходом из дома. Мы договорились встретиться после культурной части.
Я спустилась по широким пролетам лестницы, через 2 домофонно-запертых двери выбралась на улицу.
Было очень свежо, очень. Но - светило солнышко! День обещал быть замечательным.
Путь мой лежал к ближайшей станции метро - я должна была встретиться с Ирой около Владимирской церкви.
Но по дороге мне встретилось много интересного - монастырь, набережная реки Карповки, скверик, памятники Тарасу Шевченко и Александру Попову.
Иоанновский монастырь (СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ)
Памятник Тарасу Шевченко
И вот я уже на станции Невский проспект - Гостиный двор.
Каким-то невообразимым образом умудрилась выйти прямо в магазин, на Садовую линию, куда мне и нужно было, собственно. Дальше - больше. Нашла "Пышечную", где и позавтракала горячим чаем с двумя пышками (ну если по-московски - это просто пончики).
А дальше - пешком, к Ломоносовской площади и Ломоносовскому мосту через Фонтанку и по Щербакову переулку на угол Большой Московской улицы.
Ломоносовская площадь
Владимирская церковь
Памятник Достоевскому
У памятника я и поджидала Иру.
- А что вы делали вчера?.. Как театр?.. Как у Оли дела?.. - Ира начала сыпать вопросами, как только появилась.
- А куда мы идем вообще?
- В квартиру-музей Римского - Корсакова.
- ?!?.. Я была в ней. Но это было в городе Тихвине. Мы туда направляемся?
- Ага. Прямо отсюда, от Владимирской, в Тихвин и пойдем. Главное - успеть на сапсан к 15 ч.
И вот Загородный проспект, д.28. Через него вход во двор, где стоит бывший "доходный дом", где и снимал квартиру в последние годы жизни Николай Андреевич Римский - Корсаков с семьей.
В этом доме находится музей.
http://www.museum.ru/m129
Вход. Состояние - сами видите, какое.
Мемориальный музей-квартира Римского-Корсакова - единственный композиторский музей Санкт-Петербурга (филиал Музея театрального и музыкального искусства), хотя многие знаменитые композиторы жили в городе .
Римский-Корсаков в новую квартиру переехал, будучи уже известным композитором и дирижером; здесь он провел последние 15 лет жизни с 1893 по 1908 гг., создал 11 из 15 опер, среди них: "Садко", "Сказка о царе Салтане", "Царская невеста", "Кащей бессмертный", "Золотой петушок".
1844-1908 гг. - годы жизни Н. А. Римского-Корсакова.
1874 г. - постройка дома генеральши М. А. Лавровой.
1893 г. - в дом генеральши М. А. Лавровой переезжает Н. А. Римский-Корсаков.
1971 г. - открытие мемориального музея Н. А. Римского-Корсакова.
После смерти композитора и его жены в течение 50 лет квартира была коммунальной, но все подлинные предметы и мебель бережно хранились потомками композитора. 27 декабря 1971 г. в квартире на Загородном по их инициативе открылся мемориальный музей, который по подлинности интерьеров стоит в одном ряду с крупнейшими композиторскими музеями России - Домом-музеем П.И.Чайковского в Клину и Музеем-квартирой А.Н.Скрябина в Москве.
Мемориальную часть музея составляют 4 комнаты - рабочий кабинет, гостиная, столовая и передняя. Остальная часть квартиры реконструирована, и там расположены экспозиционный зал, где представлены многочисленные документы о жизни и деятельности композитора, и концертный зал на 50 мест.
В кабинете Римского-Корсакова находится его рабочий стол, любимое кресло, старинное бюро работы тихвинских мастеров, памятный адрес работы Врубеля, подаренный к 35-летию творческой деятельности композитора.
Главное украшение гостиной - рояль фирмы "Беккер", на котором играли С.Рахманинов, А.Скрябин, А.Глазунов, И.Стравинский и сам Николай Андреевич. На стенах столовой - живописные портреты предков Римского-Корсакова - он принадлежал к древнему дворянскому роду, известному в России с конца XIV века. На обеденном столе - именные столовые приборы и памятные сувениры: серебряная солонка и сухарница.
В гостях у Римского-Корсакова бывали почти все известные композиторы и музыканты конца 19-начала 20 веков: С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, А. К. Глазунов, И. Ф. Стравинский, а также художники В. А. Серов и И. Е. Репин, певец Ф. И. Шаляпин и другие деятели искусства. Римский-Корсаков любил устраивать дома музыкальные вечера с песнями и игрой на старинном беккеровском рояле. Обычно такие встречи композиторов и певцов проходили раз в неделю, по средам, и в конце концов их стали называть "Корсаковскими средами".
По слухам, соседи Н.А.Римского-Корсакова не слишком благосклонно относились к музыкальным вечерам, которые он так любил устраивать у себя дома. Громкая игра на рояле и исполнение песен в его квартире часто заканчивались глубокой ночью, а после этого Николай Андреевич и его гости, как правило, усаживались пить чай и расходились только под утро. Так что великому композитору приходилось время от времени выслушивать жалобы соседей и давать им обещания "больше не шуметь по ночам". Зато соседским детям, жившим в квартире этажом выше, его "домашние концерты" очень нравились: в те вечера, когда у Римского-Корсакова в гостях выступал Шаляпин, они специально ложились на пол и прижимали уши к паркету, чтобы лучше расслышать голос знаменитого певца.
Вход в музей - 50 руб.
Аудиогид - 100 руб.
Насколько были любезны кассирша и гардеробщица на первом этаже, настолько холодны были смотрительницы залов на третьем этаже. В прямом и переносном смысле. В одном из залов висел градусник - он показывал +12!
Поэтому внизу нам предлагали не раздеваться и не платить заранее за аудиогид - взять его и если он будет работать сносно (по нашему мнению), то оплатить уже при выходе. А наверху очень удивились - почему мы поднялись в куртках и почему требуем аудиогид, не имея на него билета! )))
Пришлось мне спуститься - отнести наши куртки, заплатить за аудиогид, да еще и поменять бахилы, ибо "в музее по лестницам в бахилах не ходютЬ!.." ))))
Внизу очень удивились, что мы все-таки решили раздеться и что решили "вперед" оплатить аудиогид. "Берите один гид - вы его на полный звук включите в зале и послушаете... Кому вы будете мешать?.. Да там нет никого!.."
Так и сделали. Заходили в комнату, включали аудиогид, замерев, - слушали, чтобы не шуршать и не скрипеть, а потом уже ходили и рассматривали, разглядывали...
В кабинете - два стола. За одним работал Николай Андреевич с 9 до 12. Он всегда писал музыку за столом. И лишь иногда выходил в гостиную проиграть сочиненное. В полдень все вместе пили чай, приказчик приносил горячие калачи. Затем Николай Андреевич уезжал в консерваторию, по делам. А тем временем за второй стол садилась его жена и работала над бумагами Николая Андреевича. У нее самой было музыкальное образование, она прекрасно аккомпанировала.
Мне запомнились маленькие очки Николая Андреевича с синими стеклами на рабочем столе, бюро из карельской березы, походные часы - подарок его матери. Все оригинальные единичные вещи. Стулья с резными спинками. Лампы с козырьками от света. Высокие зеркала. Подлинная посуда. Все очень тщательно подобранное. Ничего лишнего, нарочитого.
Мы промерзли до самых костей. В гардеробе поскорей облачились в куртки. "Девочки, все посмотрели? Понравилось?.. А дерево смотреть будете?" - "Конечно, будем!" Мы закивали головами, совершенно не представляя о чем речь. Видимо, какой-то древний дуб неподалеку, может быть, его сам композитор посадил.
Но нас препроводили в какие-то сени, где и оставили, плотно закрыв дверь.
Оказывается, не Дерево, а генеалогическое Древо семьи!
"Дерево" - генеалогическое древо семьи Римских-Корсаковых.
На улице мы встретились с Олей и поскорей направились в кафе "Тройка" - вкусить булок со сливками и любой горячей жидкости. Девушки давно не виделись и пустились в самозабвенный обмен новостями. А я в это время пообедала свининой в дранике сгарниром - тушеной капустой с клюквой.
А потом уже пора было выдвигаться на вокзал. Девушки провожали меня и махали платочками.