В беседе Иванушки и Воланда на Патриарших звучат имена языческих богов, имя Иммануила Канта. Не просто так звучат. Булгаков глубоко берет, обозначив проблему разграничения воли человека и воли свыше.
"- Но, позвольте вас спросить, - после тревожного раздумья заговорил заграничный гость, - как же быть с доказательствами бытия Божия, коих, как известно, существует ровно пять?
- Увы! - с сожалением ответил Берлиоз. - Ни одно из этих доказательств ничего не стоит, и человечество давно сдало их в архив. Ведь согласитесь, что в области разума никакого доказательства существования Бога быть не может.
- Браво! - вскричал иностранец. - Браво! Вы полностью повторили мысль беспокойного старика Иммануила по этому поводу. Но вот курьез: он начисто разрушил все пять доказательств, а затем, как бы в насмешку над самим собою, соорудил собственное шестое доказательство!
- Доказательство Канта, - тонко улыбнувшись, возразил образованный редактор, - также неубедительно. И недаром Шиллер говорил, что кантовские рассуждения по этому вопросу могут удовлетворить только рабов, а Штраус просто смеялся над этим доказательством.
Берлиоз говорил, а сам в это время думал: «Но, все-таки, кто же он такой? И почему он так хорошо говорит по-русски?»
- Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки! - совершенно неожиданно бухнул Иван Николаевич.
- Иван! - сконфузившись, шепнул Берлиоз.
Но предложение отправить Канта в Соловки не только не поразило иностранца, но даже привело в восторг.
- Именно, именно, - закричал он, и левый зеленый глаз его, обращенный к Берлиозу, засверкал, - ему там самое место! Ведь говорил я ему тогда за завтраком: «Вы, профессор, воля ваша, что-то нескладное придумали! Оно, может, и умно, но больно непонятно. Над вами потешаться будут».
Берлиоз выпучил глаза. «За завтраком… Канту?.. Что это он плетет?» - подумал он.
- Но, - продолжал иноземец, не смущаясь изумлением Берлиоза и обращаясь к поэту, - отправить его в Соловки невозможно по той причине, что он уже с лишком сто лет пребывает в местах значительно более отдаленных, чем Соловки, и извлечь его оттуда никоим образом нельзя, уверяю вас!
- А жаль! - отозвался задира-поэт.
- И мне жаль! - подтвердил неизвестный, сверкая глазом, и продолжал: - Но вот какой вопрос меня беспокоит: ежели Бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?
- Сам человек и управляет, - поспешил сердито ответить Бездомный на этот, признаться, не очень ясный вопрос."...
***
И ведь "вечный" вопрос!
А при чем здесь Кант? У него есть труд "Критика чистого разума", в нем доказывается, что человеческое мнение опирается только на личный опыт, и что реальный мир скрыт пеленой обманчивых представлений человека. Вопрос, а есть ли тогда этот реальный мир? Остается без ответа, как и вопрос, есть ли Бог.
В романе половина сюжета строится на видениях-бреднях Ивана Бездомного.Но без этих бредней вообще непонятно, кто есть кто, и чем все кончится.
Так Булгаков вводит призрачных персонажей, не входящих в личный опыт и набор представлений человека, в роман, и создает цельное произведение. Этот факт заставляет на практике прийти к сомнению. И представлению, что "что-то есть" за пределами человеческих представлений и твоей отдельно взятой воли.
Михаил Булгаков явно богословствует (т.е. принимает участие в дискуссии о Боге на высоком ученом уровне), потому что глава с этим спором Воланда и Иванушки называлась в романе "Шестое доказательство", что не совсем верно. Пять доказательств существования Бога в средние века создал Фома Аквинский. Шестое - Иммануил Кант, заявив, что в мире все условно, но моральный императив незыблем.
Значит, Булгаков создает седьмое доказательство, потому что Воланд именно об этом говорит Ивану: "
- Я - историк, - подтвердил ученый и добавил ни к селу ни к городу: - Сегодня вечером на Патриарших будет интересная история!
И опять крайне удивились и редактор и поэт, а профессор поманил обоих к себе и, когда они наклонились к нему, прошептал:
- Имейте в виду, что Иисус существовал.
- Видите ли, профессор, - принужденно улыбнувшись, отозвался Берлиоз, - мы уважаем ваши большие знания, но сами по этому вопросу придерживаемся другой точки зрения.
- А не надо никаких точек зрения, - ответил странный профессор. - Просто он существовал, и больше ничего.
- Но требуется же какое-нибудь доказательство… - начал Берлиоз.
- И доказательств никаких не требуется, - ответил профессор и заговорил негромко, причем его акцент почему-то пропал: - Все просто: в белом плаще…"
Сила видения движет сюжет. Убедительно даже для нашего времени. Эта сила "несуществующая история о несуществующем Иешуа". Мда.
Гравюра Фламмариона. "Небесные сферы".
Человек разрывает земные оболочки и видит запредельный мир, устройство его.
Сказка? Конечно.
Но "копни" любого человека, а он все еще продолжает во что-то верить, хоть и порой неосознанно.
Без сказок жизнь невозможна.
П.С. Хвала Мастеру, организовавшему вечный источник для богословия из своего романа.