Кажется, к извечным двум российским "священным коровам" - абсолютным познаниям каждого нашего гражданина в области воспитания детей и управления государством, - с недавних пор добавилась еще одна: знание что именно и почему написано в произведении Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита".
Ни в коей мере не претендуя на знание тайн третьей "коровы", обозначу дилемму, которой я не нашла разрешения, познакомившись с биографией и произведениями Михаила Афанасьевича: можно ли четко обозначить его жизненное "амплуа"?
Кем его считать? Неудачливым во врачебной карьере и, чего греха таить - слишком боязливым для этой профессии человеком? Ведь достаточно вспомнить его операции в бытность земским врачом в с. Никольском, когда он перед проведением операции вначале справлялся по хирургическому справочнику, что и как резать. Или еще известный биографический факт: его неудачливый опыт с морфием, который он себе ввел, чтобы избежать страшного зуда от дифтерии, которую он подхватил, отсасывая трубочкой пленки из горла больного ребенка. Морфий стал бременем и тяжелым испытанием и для него, впавшего на несколько лет в бездну наркомании, и для его юной жены Танечки, которая покупала ему морфий в аптеках Киева после их возвращения из Никольского. Потом, чтобы спасти мужа, Татьяна разводила морфий дистиллированной водой, постепенно уменьшая концентрацию наркотика, и тем спасла себе мужа, а для нас - писателя.
Неудачливым был опыт молодого врача Булгакова, когда он попытался в Киеве, уже охваченном огнем гражданской распри России, вести прием в качестве врача-венеролога, здесь вообще молчат воспоминатели, что именно стало причиной отказа от в общем-то очень доходного вида деятельности (вспомним професора Преображенского из "Собачьего сердца" - у него червонцев водилось огого сколько).
Впрочем, скорее всего, всему виной была именно эта революционная распря - любой власти врачи необходимы, и если бы Михаил не отказался от своей профессии, он бы мог воевать на фронтах и по ту, и по другую сторону еще много лет, и еще не факт, остался бы в живых, или нет.
Что осталось в его новой, писательской жизни от его профессии врача? Рассказ "Морфий" - подробное, дневниковое описание умирания наркомана. Прекрасная сцена операции в повести "Собачье сердце". И.. чемоданчик с врачебными инструментами для первичного осмотра больных, с которым Михаил Афанасьевич до конца своей жизни приходил к своим друзьям, кого любил, и кому доверял, и кого брался лечить, помня свою недолговечную врачебную практику.
Как бы то ни было - в действительно великих писателях (здесь я нисколько не сомневаюсь в "амплуа" Булгакова) оказался человек без специального образования, имеющий за плечами классическое образование в лучшей гимназии Киева и углубленный курс практического естествознания с уклоном в медицину Киевского университета.
Это означает по факту, что Михаил Булгаков - дилетант в области писательства. Гениальный, без спора, но не профессионал, в оценках нашей эпохи. Ведь наши писатели прежде подступов к творчеству вначале долго знакомятся и с историей культуры и литературы, и с техникой писательского мастерства и т.д. и т.п.