После защиты диссер я не раз получала письма с разных концов страны, из Белоруссии, Латвии, мне звонили из Барнаула, Екатеринбурга, Омска, Ярославля. Просьбы на один манер:
"Здравствуйте, Инна Николаевна! Меня зовут ХХХХХХХ, я являюсь студенткой пятого курса института психологии РГППУ г. Екатеринбурга. Ваш электронный адрес я взяла на сайте
http://kampi.ru/. Дело в том, что в своей дипломной работе я изучаю конфликтность личности педагогов, и хотела бы использовать разработанную Вами методику диагностики конфликтности личности. С Вашей диссертационной работой я ознакомилась в библиотеке им. Белинского, но к сожалению она не содержит ключа к данной методике. Если это возможно, прошу вас выслать мне ключ. Гарантирую, что методика будет использована с сохранением авторских прав и только в научных целях."
Правда, чаще интересовались ключами к методике зрелости личности - по конфликтам тесты есть и без моего, а по зрелости нет.
И вот вчера обнаруживаю в интернете научные тезисы, опубликованные Санкт-Петербургским госуниверситетом в рамках конференции Ананьевские чтения-2010. Авторы Е.Г.Лопес и А.Н.Беликеева. Об этом я уже писала тут:
http://innans.livejournal.com/35362.html Я понимаю, что вот это:
"Большинство ученых рассматривают социальную, личностную и психологическую зрелость синонимично. Л.Ф. Обухова делает вывод о соответствии социальной и психологической зрелости личности. Р.М. Шамионов включает эмоциональную зрелость в структуру личностной, Е.А. Водинчар говорит о сопоставимости социальной и личностной зрелости"
всего лишь конспект текста моей диссертации:
"... значительная часть отечественных ученых акцентирует внимание, прежде всего, на социальной, личностной и психологической зрелости, нередко рассматривая их синонимично. Так, Л.Ф. Обухова делает вывод о соответствии социальной и психологической зрелости личности (Л.Ф.Обухова, 1996, с.8), Р.М.Шамионов включает эмоциональную зрелость в структуру личностной (Р.М.Шамионов, 2002, с.198), Е.А.Водинчар говорит о сопоставимости социальной и личностной зрелости (Е.А.Водинчар, 2002, с.20)" - с. 11.
И вот этот сплошной текст:
"Зрелой личности присущи реалистическое позитивное восприятие, терпимость, умение строить зрелые межличностные отношения, ответственность, расширенное чувство «Я», гуманистические ценности, цели и способы их достижения, психологическое здоровье, способность к пониманию себя, мудрость.
Таким образом, личностная зрелость характеризуется высокой степенью сформированности и связанности тех свойств личности, которые имеют первостепенное значение для полноценного функционирования человека в обществе.
Предположение о связи зрелости и особенностей поведения в конфликте находит подтверждение в теоретических и практических исследованиях отечественных и зарубежных авторов."
всего лишь конспект:
"Зрелой личности присущи реалистическое позитивное восприятие, терпимость, умение строить зрелые межличностные отношения, ответственность, расширенное чувство «Я», гуманистические ценности, цели и способы их достижения, психологическое здоровье, способность к пониманию себя, мудрость" -- с.27.
"Другими словами, личностная зрелость характеризуется высокой степенью сформированности и связанности тех свойств личности, которые имеют первостепенное значение для полноценного функционирования человека в обществе" - с. 17.
"Наше предположение о связи зрелости и особенностей поведения в конфликте находит подтверждение в теоретических и практических исследованиях других авторов." - с.46.
Из 2-х страниц тезисов первая тихо списана с моей работы.
С одной стороны, мелочь, с другой - 50% текста. Круто.
Радует, что конспектировать научились.
Огорчает вот что. Очевидно, при "написании своих тезисов" Е.Г.Лопес и А.Н.Беликеева не знали, что при правке моего автореферата слово "синонимично" было заменено корректором на другое, а вот в тексте диссертации, сданной в РГППУ раньше, остался первый вариант))))
Или вот еще, о чем не знали Е.Г.Лопес и А.Н.Беликеева: " В исследовании мы опираемся на структурно-уровневый подход к исследованию зрелости личности, в рамках которого Дж. Стивенс и М. Гут в структуре личности выделяют пять уровней: Взрослый, Юноша, Подросток, Дошкольник, Малыш."
Я тут не о русском языке даже.
"Структурно-уровневый подход", Стивенс, Гут... Наберите-ка в Яндексе "структурно-уровневый подход к исследованию зрелости личности" - ни Стивенса, ни Гута))))
Да и оценочные метафоры "Дошкольник", "Малыш" к уровню зрелости биологически взрослых людей ни Стивенс ни Гут не использовали. Стивенс вообще выделяет 7 уровней зрелости, а Гут всего 4.
К слову сказать, за эти оценочные метафоры меня и критиковали некоторые известные теоретики психологии. Спасибо вам, Е.Г.Лопес и А.Н.Беликеева, спасли меня от дальнейшей критики со стороны гуру науки)))))))
Ну и совсем весело:
"В исследовании были применены следующие методы: опросник «Уровень зрелости личности», И.Н. Свириденко..."
Без ключей? Это просто ноу-хау какое-то. Но тогда, наверное, это не мой опросник и из авторов мою фамилию следовало вычеркнуть, ведь все равно ни одной ссылки на "первоисточник конспекта" в тезисах нет.
Есть много причин, из-за которых я до сих пор не опубликовала ключи к разработанным опросникам зрелости и поведения в конфликте. Одна из них - вот такой неэтичный подход к использованию психодиагностических методик.
Нашла на сайте РГППУ (Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург): Лопес Елена Геннадьевна, доцент, кандидат педагогических наук, ученый секретарь. На кафедре работает с 2000 года. Сфера интересов: конфликтология, психологическое консультирование, психотерапия, тренинг, организационное поведение.Педагогика такая педагогика.