Из статьи "Мозг, сознание, поведение. Взгляд из глубин эволюции" Автор: Игорь Андреев
Мудрое предвидение великого биолога прошлого века Дж. Хаксли, о том, что с решением загадки сознания связан не только виртуальный выход человечества за пределы животного мира, ибо историческая судьба человека - «быть главным проводником будущего эволюции на Земле» , но и перспектива обретения человечеством функции управления собственной эволюцией. «Человек, по мысли Хаксли, совершенно неожиданно получил новое назначение, стал управляющим самым крупным из всех возможных предприятий - эволюцией; причем его не только никто не спрашивал о желании им стать, но даже не предупредил о предстоящей роли, лишив возможности приготовиться. Более того, человек не может отказаться от данного предприятия в случае своего несогласия или неосознания того, что он делает; фактически именно он определяет будущее направление эволюции на нашей планете»
"Успешные пожилые"
На Западе сегодня интенсивно разрабатывается тренд "успешные пожилые". С помощью ряда рекомендаций он призван вселить в души уходящего из жизни поколения солидную долю оптимизма, уверяя, что мозг с годами, как элитный коньяк, становится лучше, обретая достоинства выдержки. Сканирование головного мозга позволило голландским нейрофизиологам установить, что между 50 и 80 годами наш мозг становится на 10 процентов легче за счёт уменьшения объема префронтальной зоны, регулирующей эмоции. У молодых лучше связи между корой и остальным мозгом, но с контролем дела обстоят хуже. Зато на сканах также видно, что пожилые лучше используют оба полушария. Скорость мышления начинает постепенно снижаться уже после достижения двадцатилетнего возраста. У семидесятилетних хуже с памятью, но они в большей степени способны жить в настоящем, не так быстро расстраиваются, как молодые, лучше разрешают проблемы, видят нюансы, а также относительность разных явлений. В первую очередь, с возрастом заметно снижается «текучий интеллект» (способность учиться, воспринимать и перерабатывать информацию), дольше сохраняется кристаллический интеллект как отношение к накопленному знанию и способность принимать решения. Опыт и накопленное в течение жизни знание могут в существенной мере компенсировать снижающуюся способность к усвоению новой информации.
"Планшетные младенцы"
Одну из самых тревожных опасностей для эволюции головного мозга в онтогенезе (процессе реализации генетической программы индивидуального развития организма под влиянием внешних факторов) зафиксировали детские психиатры США, где в семьях афроамериканцев и латиноамериканцев растёт поколение планшетных младенцев.
Чтобы заняться своими делами, детей надо усыпить, успокоить, чем-то отвлечь. Поэтому многие взрослые вольно или невольно погружают их несформировавшийся мозг в океан виртуальной электронной информации. Смартфоны и планшеты заменили многим новорожденным традиционные погремушки. Больше трети американских малышей пользуются электронными устройствами, начиная с полугода. К году они проводят с гаджетами в руках не менее часа. Такие данные привели американские психиатры в исследовании, обнародованном на ежегодном конгрессе Научных обществ педиатрии США в Сан-Диего. 52 процента смотрят телевизор, 36 процентов водят пальцами по тачскринам, 24 процента агукают и мычат по мобильным телефонам, 15 процентов тычут в мобильные приложения и 12 процентов уже подсели на видеоигры. Что они там при этом видят и чувствуют, ни педиатры, ни психиатры не знают, поскольку спрашивать ещё не овладевших речью младенцев бессмысленно. Какую информацию передает цифровой мозг человеческому в процессе невербального общения, пока тоже непонятно. К двум годам электронные устройства осваивает подавляющее большинство современных малышей. При этом твердо стоять на ногах и внятно разговаривать едва ли кто из них умеет, не говоря уже о чтении или хотя бы знании букв.
Психиатры высказывают опасение, что в условиях господства цифровой диктатуры из планшетных младенцев может вырасти слабо образованная с инфантильным сознанием масса, управляемая усовершенствованными гаджетами, которые в силу неукротимого технического прогресса все больше решений смогут принимать самостоятельно, не учитывая пожеланий и интересов своего владельца. Как они будут вести себя в школе и в жизни, сегодня предположить трудно, тем более что и школа, и жизнь стремительно изменяются. Человечество растеряно перед приходом на Землю таких неожиданных «гостей из будущего», своего рода «планшетных земляков», грозящих удивить нас не меньше, чем предполагаемые инопланетяне. Пока по этому поводу забеспокоились лишь педиатры, школьные психологи и детские психиатры. Однако самим педиатрам, педагогам и психиатрам такая задача сегодня явно не по плечу. Какие-то прогнозы относительно прихода в социум и в систему образования, обучения и воспитания подрастающего поколения «планшетных младенцев» могут попробовать построить совместными усилиями социологи, философы и нейрофизиологи.
Источник:
http://delyagin.livejournal.com/2222074.html